Повторение. Знаки препинания в простом предложении, осложнённом однородными и обособленными членами - ПОВТОРЕНИЕ

Група в ViberГрупа в Facebook

Все уроки Русского языка 9 класс

Повторение. Знаки препинания в простом предложении, осложнённом однородными и обособленными членами - ПОВТОРЕНИЕ

Цели: систематизировать и обобщить знания учащихся о предложении как синтаксической единице; обратить внимание на наиболее трудные случаи обособления; совершенствовать языковые умения и пунктуационные навыки

Оборудование: таблица, раздаточный материал для индивидуальной работы, учебные тексты

Тип урока: урок обобщения и систематизации знаний

ХОД УРОКА

I. Организационный этап


II. Актуализация опорных знаний

Коллективная работа с таблицей


Виды предложений по

Примеры

1. Цели высказывания:

а) повествовательные

б) вопросительные

в) побудительные

Чтение — вот лучшее учение (Пословица).

Чему учится человек, читая книги?

Помоги слабому и беззащитному

2. Эмоциональной окраске:

а) восклицательные

б) невосклицательные

Как хорош лес на заре ранней осенью!

Земля нам дана для жизни (К. Паустовский)

3. Наличию/отсутствию второстепенных членов предложения:

а) распространённые (есть главные и второстепенные члены)

б) нераспространённые (есть главные, нет второстепенных членов)

Нарядная ёлочка сверкает огоньками и шариками.

Ёлочка сверкает

4. Строению грамматической основы:

а) двусоставные (есть и подлежащее, и сказуемое)

б) односоставные (грамматическая основа состоит из одного члена — подлежащего или сказуемого)

В заколдованном царстве Деда Мороза всё было красиво, тихо и безжизненно.

Знай минутам цену, секундам счёт. (Пословица)

Хорошо бродить среди покоя голубой и ласковой страны (С. Есенин). Весна

5. Полноте/неполноте:

а) полные (есть все члены предложения, необходимые для полноты строения и значения)

б) неполные (пропущен член предложения, необходимый для полноты строения и значения)

От доброго слова язык не усохнет. (Пословица)

Я — в лес. Я — в свежесть (С. Островой)

6. Осложнённости / неосложнённости (однородными членами, обращением, вводными словами и др.)

Почему так хорош и художественен язык народной речи? (А. Толстой)

Велика ты, правда, широко стоишь (А. Толстой)

7. Числу грамматических основ:

а) простые (одна грамматическая основа)

б) сложные (несколько грамматических основ)

По средствам связи частей сложных предложений они делятся на группы

Труд человека кормит (Пословица).

Труд человека кормит, а лень портит (Пословица)


• Какой материал, данный в таблице, вам знаком?

• Что нового содержит таблица?


III. Постановка целей и задач урока.

Мотивация учебной деятельности

Учитель. Сегодня на уроке мы вспомним строение предложения, его грамматические значения и средства, оформляющие связи, отношения между словами. Ещё раз убедимся в том, что предложение — многоуровневая синтаксическая единица, заключающая в себе определённое содержание и коммуникативное значение.


IV. Обобщение, систематизация и контроль знаний и умений учащихся

1. Индивидуальная работа с раздаточным материалом

I вариант. Тема «Однородные члены. Обобщающие слова»

Придумать предложения, соответствующие схемам:


II вариант. Тема «Обособленные члены предложения»

Вставьте обособления, выраженные причастными, деепричастными оборотами, приложениями, прилагательными с зависимыми словами:

Леса (...) окружали нас стеной, (...).

Ветер (...) легко играл кронами деревьев.

Перекликались пичуги (...).

Трава (...) блестела.

(...) мы решили сделать привал.

Иванов (...) нашёл подходящую стоянку.

(...) мы с наслаждением опустились на траву.


2. Практическая работа с языковым материалом (по вариантам)

I вариант

Перепишите, расставляя пропущенные знаки препинания. Обозначьте грамматические основы предложений. Найдите в тексте однородные члены. Чем они соединяются между собой? Расскажите о пунктуации при них.

Что может быть замечательнее и интереснее пещер? Узкий извилистый вход. Здесь темно и сыро. Тишина. Постепенно привыкаешь к свету дрожащей свечи. Ходы тяну(т, ть)ся ветвя(т, ть)ся то неожиданно расширяются в целые залы то круто спускаются (в) низ то обрываю(т, ть)ся пропастями. (Н..) верёвки (н..) крючки (н..) верёвочные лестницы (н..)что (н..) помогает дойти до ведомых глубин, что (бы) изучить подземный лабиринт.

В глухой пустоте изредка раздаю (т, ть) ся разные звуки шелест летучих мышей и мерный шум падающих капель и глухие раскаты обрывающихся под ногами камней. Иногда белые тёмные красные минералы своими отл..жениями покрывают стенки пещер. Их пр.. чудливые формы напоминают (н..) то фигуры каких-то застывших великанов (н..) то кости гигантских ящеров.

(По А. Ферсману)


II вариант

Прочитайте. В чём видит автор удивительную точность определений А. Пушкина? Какие члены предложения называются обособленными? Какие из них имеются в тексте? Перепишите, расставляя знаки препинания. Найдите в тексте вводное слово. Почему некоторые слова даны в кавычках?

Друг Пушкина поэт Языков воспел русские реки в изумительных стихах. Воспел Волгу властительницу вод. Он писал о Тверце «лелеющей тысячи судов» Оке «поёмистой дубравной» о Суре «красавице задумчиво бродящей» Свияге «пажитной игривой и бессонной» и наконец о Каме.

Пушкин впервые написал о Доне что он (не) течёт а льётся. В этом была удивительная никогда (не) изменявшая поэту точность определений. Волга Северная Двина Днепр Обь все большие русские реки именно текли. Они несли к морям тяжёлые воды. В широком движении этих рек была сила настойчивость.

А Дон лился легко позванивая на перекатах серебрясь от ветра вместе с листьями ракит. Облака медленно тонули тускнея в его омутах. Песч..ные косы перемытые донской водой были выбелены солнцем как холсты, что раскладывали казачки по донским берегам.

(К. Паустовский)


3. Творческая работа

Конструирование предложений по опорным схемам

• Составьте предложения, соответствующие данным схемам:

image4

• Используйте в качестве уточняемых и уточняющих обстоятельств следующие сочетания слов:

рано утром, ещё до восхода солнца; в центре города, у памятника героям Великой Отечественной войны; прошлым летом, в середине июня; на другой день, в десять часов утра.


4. Работа с упражнениями учебника (по выбору учителя)


V. Рефлексия. Подведение итогов урока

Блиц-опрос с использованием интерактивного приема «Микрофон»

• Расскажите о способах связи слов в словосочетании и предложении.

• Назовите типы односоставных предложений.

• Перечислите второстепенные члены предложения.

• Какие члены предложения являются однородными?

• Какие знаки препинания употребляются при них?

• Расскажите об условиях обособления второстепенных членов предложения.


VI. Домашнее задание

1. Повторить теоретический материал по теме урока.

2. Выполнить (письменно) упражнение по выбору учителя.






Библиотека образовательных материалов для студентов, учителей, учеников и их родителей.

Все материалы доступны по лицензии Creative Commons — «Attribution-NonCommercial»

Наш сайт не претендует на авторство размещенных материалов. Мы только конвертируем в удобный формат материалы из сети Интернет, которые находятся в открытом доступе и присланные нашими посетителями.

Если вы являетесь обладателем авторского права на любой размещенный у нас материал и намерены удалить его или получить ссылки на место коммерческого размещения материалов, обратитесь для согласования к администратору сайта.

Разрешается копировать материалы с обязательной гипертекстовой ссылкой на сайт, будьте благодарными мы затратили много усилий чтобы привести информацию в удобный вид.

© 2014-2019 Все права на дизайн сайта принадлежат С.Є.А.