Развитие речи. Средства связи частей текста (практическая работа) - СЛОЖНОПОДЧИНЕННОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ

Все уроки Русского языка 9 класс

Развитие речи. Средства связи частей текста (практическая работа) - СЛОЖНОПОДЧИНЕННОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ

Цели: обобщить и систематизировать теоретические знания учащихся об основных признаках текста и средствах связи в нём; совершенствовать практические умения и навыки по определению смысловой связи предложений в тексте.

Оборудование: учебные тексты, раздаточный материал.

Тип урока: урок применения знаний и формирования умений.

ХОД УРОКА

I. Организационный этап


II. Актуализация опорных знаний

Беседа

• Что мы называем текстом?

• В каких двух речевых формах существует текст? (Монолог, диалог.)

• Что является минимальной единицей текста?

• На какие смысловые типы делятся тексты? (Описание, повествование, рассуждение.)

• Какие средства связи предложений в тексте вы знаете?


III. Мотивация учебной деятельности

Учитель. Текст — это произведение речи, состоящих из предложений, расположенных в определённой последовательности и связанных друг с другом по смыслу и с помощью разных языковых средств: повторение одних и тех же слов, синтаксических конструкций и т. д.


IV. Работа над культурой и развитием речи учащихся

1. Пояснительное слово учителя

Вы уже знаете, что текст может иметь различное строение в зависимости от его содержания, характера смысловых связей между предложениями, общей композиции.

В тексте с цепной связью каждое последующее предложение по смыслу и строению объединяется с предшествующим; содержание развивается от предложения к предложению. Например: Одинокая капля дождя отвесно упала в воду. От неё пошли тонкие круги. Потом сразу вокруг нас зашевелилась, зашептала трава, вся вода покрылась маленькими кругами, и слабый, но внятный звон поплыл над омутом. Шёл тихий тёплый дождь (К. Паустовский). Здесь первое предложение (зачин) определяет тему, начало описания. Во втором и третьем предложениях тема развивается (от капли пошли круги, потом вся вода покрылась кругами). Наряду со зрительными образами постепенно вводятся слуховые (зашептала трава, поплыл звон). Повторяются слова вода (омут) и круги, капля и от неё, связывая текст воедино. Глагольные формы прошедшего времени совершенного вида (упала, пошли, зашептала, покрылась, поплыл) передают значение следования действий в прошлом, наречие потом поддерживает его. Последнее предложение содержит заключение, вывод.

В тексте с параллельной связью передаются значения одновременно происходящих или сменяющих друг друга явлений. Например: Восходит солнце. Иней тает. Прибрежные пески делаются тёмными от росы (К. Паустовский). Здесь передана выразительная картина восхода солнца. Первое предложение носит более общий характер, второе и третье предложения раскрывают, конкретизируют его содержание. Предложения связываются воедино при помощи форм глаголов настоящего времени, подчёркивающих одновременность действий. Все три предложения — двусоставные. Текст имеет близкое ритмико-интонационное строение. В одном тексте может объединяться цепная и параллельная связь.


2. Наблюдение над языковым материалом

(тексты разложены на каждой парте)

Прочитайте. Как построены тексты? Каковы средства их связи? На основании чего можно сделать вывод, что текст — относительно законченное произведение?

а) Как-то мы набрели на выводок чирка: взрослую уточку и четырёх подростков. Утята уже хорошо оперились, но лететь ещё не могли, а потому выводок держался в самой глухой части Бараньего озера, сплошь заросшего двухметровым ситником. Только в одном месте у берега виднелось небольшое оконце воды. Сюда-то и вышла на кормёжку семейка уточки, когда мы появились на берегу озера. Уточка мать тревожно свистнула и поплыла в заросли. Вслед за ней кинулись и утята, оставляя на зелёном ковре ряски следы своего бегства.

б) Наконец-то наступил март! С юга потянуло влажным теплом. Хмурые неподвижные тучи раскололись и тронулись. Выглянуло солнце, и пошёл по земле весёлый бубенчатый перезвон капели, будто весна катила на невидимой тройке. За окном, в кустах бузины, отогревшиеся воробьи подняли шумиху. Каждый старался изо всех сил, радуясь, что остался жив: «Жив! Жив! Жив!»

в) Вечер быстро наливался густой, плотной синевой. Река стала ещё шире, просторней. Затуманился и куда-то уплыл противоположный берег. Далеко-далеко, где-то за лесом, на тёмном вечернем небе неясно и таинственно вспыхивали и дрожали то голубоватые, то бледно-жёлтые всполохи и доносился глухой, едва уловимый рокот.

(Из произведений Е. Носова)


3. Практическая работа с языковым материалом

а) Перепишите, раскрывая скобки и расставляя недостающие знаки препинания. Разбейте отрывок на отдельные тексты. Докажите, что каждый текст имеет внутренние связи между предложениями. Как осуществляется связь между текстами? Назовите орфограммы и пунктограммы.

После трескучих морозов и затяжных буранов несказа.. о хороши бывают февральские о..епели. Люди знают что ещё (не) весна что будут ещё (не) раз стоять над землёй неподвижные холодные туманы и бесноваться непроглядные вьюги. И может быть потому (то) так дороги эти редкие тёплые дни.

В о..епель Матвей любил бывать в кедровнике. Кедровник был в пяти вёрстах от села. Он рос по склонам холмов и берегам едва сочившихся ручейков. Кедры были один к одному все как (на) подбор высокие сукастые с мягкой зелёной хвоей. Ветвистые макушки деревьев закрывали небо и в кедровнике всегда было сумеречно и (по) таёжному уютно. Вёрст на десять тянулся кедровник и (на) редкость был плодоносен.

В февральские о..епели подтаявший снег опадал с ветвей и кедровник зеленел (по) весе..ему ярко и свежо.

Матвей с трудом поднялся на крутой холм. Лыжи обшитые олен..ей шкурой не держали и скользили назад. Отсюда с холма хорошо были видны уходящие к горизонту оси..ик и березник. Где (то) далеко (из) под горы лёгким дымком курился новосельческий посёлок. В лесу было тихо но вершины кедров шумели (не) скончаемо и (так) же убаюкивающе как в Юксинской тайге.

(Г. Марков)

б) Перепишите, расставляя знаки препинания. Объясните роль абзацев. Какие по строению предложения преобладают? Почему автор использовал такие предложения? Какого стилистического эффекта он достигает?

По сухим сосновым борам идеш.. как по глубокому дорогому ковру на километры земля покрыта сухим мягким мхом.

В пр..светах между соснами косыми срезами лежит солнечный свет.

Стаи птиц со свистом и лёгким шумом р..злетаются в стороны.

Ветер в лесу шумит. Гул проходит по вершинам сосен как волны. Одинокий самолёт плывущий на головокружительной высоте кажется мин..носцем наблюдаемым со дня моря.

Простым глазом видны мощные воздушные токи. Они поднимаются от земли к небу. Облака тают стоя на месте. Сухое дыхание лесов и запах мо..евельника должно быть доносится и до самолётов.

Кроме сосновых лесов мачтовых и корабельных есть леса еловые берёзовые и редкие пятна широколистве..ых лип вязов и дубов.

(К. Паустовский)


4. Творческая работа в группах

Составьте тексты на основе данных ситуаций, используя различные средства связи предложений.

1) Школьник изготовил на станке первую в своей жизни деталь.

2) Учитель объяснил, как надо пользоваться микрокомпьютером.

3) Трое суток длилась борьба со стихией.


V. Рефлексия. Подведение итогов урока

Беседа (коммуникативный прием «Микрофон»)

• Перечислите известные вам признаки текста.

• Какие основные средства грамматической связи предложений в тексте вы знаете? Подтвердите свой ответ примерами.


VI. Домашнее задание

1. Повторить теоретический материал по теме урока.

2. Выполнить (письменно) упражнение по выбору учителя.