Сложноподчиненные предложения с придаточными изъяснительными - СЛОЖНОПОДЧИНЕННОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ

Група в ViberГрупа в Facebook

Все уроки Русского языка 9 класс

Сложноподчиненные предложения с придаточными изъяснительными - СЛОЖНОПОДЧИНЕННОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ

Цели: дать понятия о сложноподчиненных предложениях с придаточными изъяснительными; повторить сведения о косвенной речи как разновидности придаточного изъяснительного; совершенствовать учебно-языковые и пунктуационные умения и навыки.

Оборудование: учебные тексты, раздаточный материал для работы в парах.

Тип урока: комбинированный.

ХОД УРОКА

I. Организационный этап


II. Актуализация опорных знаний

1. Проверка домашнего задания: слушание нескольких творческих работ (см. домашнее задание предыдущего урока)

2. Практическая работа в парах

Составьте и запишите сложноподчиненные предложения с придаточными определительными по следующим схемам:

а) [...указ. сл. + сущ.], (какой...).

[...указ. сл. + сущ.], (который...).

б) [...сущ.], (где...).

[...каждый], (кто...).

в) [...сущ.], (союзн. сл. Когда...).

[...тот], (кто...).

г) [...все, (кто...), ...].

[...сущ.], (который...).


III. Постановка целей и задач урока.

Мотивация учебной деятельности

Учитель. Придаточные изъяснительные в научном стиле функционируют не так, как в художественном. В художественном стиле преобладают предложения, несущие зрительные, слуховые, конкретно-чувственные образы и выражающие чувства. Поэтому здесь придаточные чаще всего относятся к словам со значением восприятия: видеть, слышать, заметить, видно, слышно; удивляться, рад, счастлив и т. д.

В научном стиле сложноподчиненные предложения с придаточными изъяснительными обычно выражают обобщение, раскрывают типическое явление, ту или иную закономерность: Характерно, что.., Необходимо подчеркнуть, что.., Важно отметить, что.., Существо дела в том, что.., Ученые доказали, что.., Известно, что... .

В научной речи придаточные чаще всего присоединяются союзом что; в художественной же речи состав союзов гораздо богаче (как, будто, как будто и др.).


IV. Изучение нового материала

Ознакомление с теоретическим материалом учебника


V. Обобщение, систематизация и контроль знаний и умений учащихся

1. Практическая работа (лингвистически-стилистический тренинг)

Выпишите сложноподчиненные предложения с придаточными изъяснительными. Подчеркните указательные слова, союзы и союзные слова. Объясните расстановку знаков препинания. Определите особенности употребления сложноподчиненных предложений в художественном, научном и разговорном стилях речи.

а) И вот на встречу утренним лучам из дуплянки начали вылетать одна за другой первые пчелы. На этот раз крылатые обитатели дуплянки были как будто удивлены тем, что вместо знакомых сосен и елей их окружали яблони, сливы, груши, Мальчики долго еще сидели не шевелясь и смотрели на то, как из дуплянки вылетают все новые и новые пчелы (По Г. Скребицкому).

б) Многие ученые считают, что стилистика является наукой о словесном мастерстве, о выразительных средствах языка и о стилях речи. Исследования показали, что изучение стилистики помогает овладеть речевыми стилями и стилистическими ресурсами языка.

в) Ой, Володька! Ты знаешь, что в нашей дуплянке? Пчелы, целый рой пчел. И мед натаскали, и пахнет так хорошо! Смотри, чтоб не вырвались. Закусают. За лето вон сколько меду натаскали. Чувствуешь, как пахнет? (По Г. Скребицкому)

2. Конструирование сложноподчиненных предложений с придаточными изъяснительными

Перепишите, прибавляя к выделенным словам придаточные изъяснительные предложения при помощи союзов что, будто,

чтобы и расставляя запятые. Укажите среди выделенных слов и словосочетаний те, которые являются синонимическими (например: заверил — дал слово).

Скоро мы убедились... .

Я был убежден... .

У меня сложилось твердое убеждение в том... .

Мы твердо верим... .

Володя был уверен в том... .

Твердая вера в то... поддерживала его в самые тяжелые минуты.

Я предполагаю... .

Мы имеем в виду... .

Докладчик высказал предположение о том... .

Ребята радовались... .

3. Работа с упражнениями учебника (по выбору учителя)


VI. Рефлексия. Подведение итогов урока

Применение интерактивного приема «мозговой штурм» (работа в парах)

Опираясь на объяснение учителя (см. тезисы в тетради) и теоретический материал учебника, дайте характеристику сложноподчиненного предложения с придаточными изъяснительными (устно).


VII. Домашнее задание

1. Выучить теоретический материал по теме урока.

2. Выполнить (письменно) упражнение по выбору учителя.






Библиотека образовательных материалов для студентов, учителей, учеников и их родителей.

Все материалы доступны по лицензии Creative Commons — «Attribution-NonCommercial»

Наш сайт не претендует на авторство размещенных материалов. Мы только конвертируем в удобный формат материалы из сети Интернет, которые находятся в открытом доступе и присланные нашими посетителями.

Если вы являетесь обладателем авторского права на любой размещенный у нас материал и намерены удалить его или получить ссылки на место коммерческого размещения материалов, обратитесь для согласования к администратору сайта.

Разрешается копировать материалы с обязательной гипертекстовой ссылкой на сайт, будьте благодарными мы затратили много усилий чтобы привести информацию в удобный вид.

© 2014-2019 Все права на дизайн сайта принадлежат С.Є.А.