Строение сложносочинённого предложения и средства связи в нём (закрепление) - СЛОЖНОСОЧИНЕННОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ

Група в ViberГрупа в Facebook

Все уроки Русского языка 9 класс

Строение сложносочинённого предложения и средства связи в нём (закрепление) - СЛОЖНОСОЧИНЕННОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ

Цели: расширить знания учащихся о сложносочинённом предложении (о союзах в этих предложениях); показать отличие сложносочинённого предложения от простого предложения с однородными членами, связанными сочинительными союзами.

Оборудование: учебные тексты, схема, таблица.

Тип урока: комбинированный.

ХОД УРОКА

I. Организационный этап


II. Актуализация опорных знаний

1. Беседа

• Какие предложения называются сложносочинёнными?

• Как соединяются простые предложения в сложносочинённые?

• Как называются союзы, с помощью которых простые предложения соединяются в сложные?

• Назовите известные вам сочинительные союзы.

2. Практическая работа с языковым материалом

(запись на доске и в тетрадях)

Перестройте предложения так, чтобы простые предложения стали сложносочинёнными.

Приближалась осень, тихая и грустная. К концу дня дождь стал затихать и к вечеру прекратился. На солнцепёке было совсем тепло. Они слышали топот то справа, то слева.


III. Постановка целей и задач урока.

Мотивация учебной деятельности

Древние римляне считали, что спешить нужно медленно. В русском языке эта же мысль выражена пословицами: Поспешишь — людей насмешишь; Тише едешь — дальше будешь.

В нашей с вами грамматической действительности есть и такие случаи, когда можно действовать быстро и без колебаний, и такие, когда необходима мудрая неторопливость, завещанная древними римлянами. Правила «хорошего пунктуационного поведения» требуют, чтобы при встрече с одиночными «опасными» союзами вы не торопились. Нередко рука оказывается быстрее мысли, и выставите знак, не подумав. Или, также не подумав, не ставите его. а что значит в данном случае подумать? Это значит понять, как устроено всё предложение, а не только тот «кусочек», который вы в данное время пишите.


IV. Изучение нового материала

1. Объяснение учителя

Посмотрим на практике, в каких случаях правила «хорошего пунктуационного поведения» позволяют нам сразу ставить запятую перед и, а в каких требуют выдержки и терпения. Удобнее всего проследить это на «отрезках» предложений. Давайте попробуем: Офицер поднял пистолет и...

Решаетесь ли вы здесь твёрдо сказать, нужна запятая или нет? Это зависит от того, какое продолжение предложения пришло вам в голову. Если вы подумали примерно так: Офицер поднял пистолет и выстрелил,— то скажете, что запятой не нужно. Если же вы подумали примерно так: Офицер поднял пистолет, и раздался выстрел,— то скажете, что запятая необходима. В каком же из двух случаев вы будете правы? Ни в том и ни в другом. Вы будете правы, если предусмотрите оба варианта и воздержитесь от быстрого решения. Здесь может быть только один правильный ответ: надо подождать. Другой пример: ...знали все: и мельник, и солдат и... Здесь совершенно ясный случай: однородные члены соединяются повторяющимся союзом и. можно смело ставить запятую.

Вспомним, как выглядят дороги сложного предложения (обращение к записи на доске).



2. Ознакомление с теоретическим материалом учебника


V. Обобщение, систематизация и контроль знаний и умений учащихся

1. Наблюдение над языковым материалом

Прочитайте выразительно и установите, где союз и соединяет простые предложения в составе сложносочинённого, а где — однородные члены. Объясните знаки препинания. Начертите схемы двух сложносочинённых предложений, имеющих в своём составе однородные члены, соединённые союзом и, на схемах укажите, какими членами предложения являются однородные члены.

1) Дробясь о мрачные скалы, шумят и пенятся валы, и надо мной кричат орлы, и ропщет бор, и блещут средь волнистой мглы вершины гор. Оттоль сорвался раз обвал, и с тяжким грохотом упал, и всю теснину между скал загородил, и Терека могущий вал остановил (А. Пушкин).

2) Осенний дождь стучит о стёкла, мерцает в трещинах камней, и у дорог трава намокла и стала ниже и темней. Я вдаль иду. Косматей пакли плывут над лесом облака, и грустно вздрагивают капли на тонких ветках ивняка. Пусты луга, и сжата нива, и птицам в роще не житьё. И лист багряного отлива доверчиво и сиротливо слетает на плечо моё (В. Шефнер).

3) Он лёг на землю и на крыши, всех белизною поразив, и был действительно он пышен, и был действительно красив. Он шёл и шёл в рассветном гаме под гул машин и храп коней, и он не таял под ногами, а становился лишь плотней (Е. Евтушенко).

4) А Чёрное море легко и атласно лежит и синеет у каждой калитки и дышит — и это дыханье прекрасно для нас и для дружной семьи эвкалиптов (С. Боков).


2. Практическая работа

а) Составьте из простых предложений сложносочинённые с союзом и. Чем отличаются по смыслу простые предложения от вновь образованных сложных?

1) Промелькнула короткая осень. Пришла седая морозная зима. 2) Зима закрутила в воздухе холодными белыми хлопьями, зашумела метелями, завыла лютым северным ветром. От её колдовства сразу изменилась тундра. 3) Склоны сблизились, стали круче. Вскоре я вошёл в сумрачную тень высоких скал. 4) Наверху скрипнула дверь. Кто-то настойчиво постучался. 5) Плечи мои зябко передёрнулись. Я бегом вернулся в свою машину. 6) Дивизию отвели в большую станицу. Там мы целый месяц отдыхали.

б) Преобразуйте сложносочинённые предложения в простые с однородными сказуемыми.

1) Река едва светлела, и бесшумно катились её прозрачные воды. 2) Ветер начал срывать листву, и многие деревья стояли уже обнажённые. 3) Знакомство с прикладным искусством должно не только развивать разум человека и воспитывать чувство прекрасного, но и должно обязательно пробудить в человеке жажду серьёзного труда.


3. Работа с упражнениями учебника (по выбору учителя)


VI. Рефлексия. Подведение итогов урока

Фронтальная беседа с использованием интерактивного приема «микрофон»

• Чем различаются правила о постановке запятой в сложносочинённом предложении и в простом с однородными членами?

• Как это можно выразить при помощи схем?


VII. Домашнее задание

1. Выучить теоретический материал учебника по теме урока.

2. Выполнить (письменно) упражнение по выбору учителя.






Библиотека образовательных материалов для студентов, учителей, учеников и их родителей.

Все материалы доступны по лицензии Creative Commons — «Attribution-NonCommercial»

Наш сайт не претендует на авторство размещенных материалов. Мы только конвертируем в удобный формат материалы из сети Интернет, которые находятся в открытом доступе и присланные нашими посетителями.

Если вы являетесь обладателем авторского права на любой размещенный у нас материал и намерены удалить его или получить ссылки на место коммерческого размещения материалов, обратитесь для согласования к администратору сайта.

Разрешается копировать материалы с обязательной гипертекстовой ссылкой на сайт, будьте благодарными мы затратили много усилий чтобы привести информацию в удобный вид.

© 2014-2019 Все права на дизайн сайта принадлежат С.Є.А.