Сложносочинённое предложение: его строение и средства связи в нём - СЛОЖНОСОЧИНЕННОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ

Група в ViberГрупа в Facebook

Все уроки Русского языка 9 класс

Сложносочинённое предложение: его строение и средства связи в нём - СЛОЖНОСОЧИНЕННОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ

Цели: углубить знания о сложносочинённом предложении, средствах связи в нём; познакомить со смысловыми отношениями между простыми предложениями в составе сложносочинённого; совершенствовать языковые и пунктуационные умения и навыки.

Оборудование: учебные тексты, таблица. тип урока: комбинированный.

ХОД УРОКА

I. Организационный этап


II. Актуализация опорных знаний

1. Анализ языкового материала

Предложения записаны на доске.

1) Улыбнулось из-за тучи солнышко, и загорелась на небе над рекой семицветная радуга. 2) Всем известно, что соловьи поют неодинаково. 3) В траве по опушкам сидят крепкие боровики, розовеют под палым листом мокрые сыроежки, краснеют по кочкам мухоморы (И. Соколов-Микитов).

• Прочитайте вслух эти предложения.

• Какие это предложения, простые или сложные? Почему вы думаете, что это сложные предложения?

• Где мы слышим в них интонацию конца предложения?

• Связаны ли между собой по смыслу простые предложения, входящие в состав сложного?


2. Практическая работа

а) Спишите текст, вставьте пропущенные буквы, раскройте скобки, объясните постановку знаков препинания.

Высокий дуб. Глубокая вода.

Сп..койные кругом ложатся тени.

И тихо так, (как)будто (ни)когда

Пр..рода здесь (не)знала п..трясений!

И тихо так, (как)будто (ни)когда

Здесь крыши сёл (не)слыхивали грома!

(Не)встрепенётся ветер у пруда,

И на дворе (не)зашуршит солома.

И редок сонный коростеля крик...

Вернулся я — былое (не)вернётся!

(Н. Рубцов)

б) Найдите сложные предложения, каждому дайте общую характеристику.


III. Постановка целей и задач урока.

Мотивация учебной деятельности

Сложносочинённые предложения характеризуются структурным и смысловым своеобразием и широко используются во всех стилях литературного языка, хотя чаще они встречаются в публицистическом стиле и особенно в стиле художественной литературы — при описании природы, действий, событий, обстановки, при характеристике действующих лиц. На сегодняшнем и последующих уроках мы будем убеждаться в этом.


IV. Изучение нового материала

1. Объяснение учителя

(с конспектированием учащимися основных положений)

Сложное предложение, части которого соединены сочинительными союзами, называется сложносочинённым.

Сочинительные союзы показывают равноправие частей сложного предложения, хотя оно и относительно.

Простые предложения, входящие в состав сложносочинённых, могут быть однотипными (двусоставные, односоставные) или разного типа (одна часть — двусоставное, другая — односоставное предложение): Я передал ему ваше предложение, и он исполнил его с большим удовольствием (А. Чехов). В трюме было темно, и от борта к борту перекатывалась вода (К. Паустовский).

Части сложносочинённого предложения могут иметь общие члены, которые их объединяют в единое целое: В сенях пахло свежими яблоками и висели волчьи и лисьи шкуры (Л. Толстой). В таком случае запятая перед и не ставится.

Схема сложносочинённого предложения выглядит так:

[ ], и [ ]. [ ], а [ ].

Одинаковые квадратные скобки свидетельствуют о равноправии предложений. Союз не входит ни в одно предложение, поэтому расположен на схеме между скобками.


2. Обобщение: составление таблицы с попутным объяснением


Сложносочинённое предложение


Группы сложносочинённых предложений

наиболее употребительные сочинительные союзы

Что обозначают

1. С соединительными союзами

и; да (=и); тоже; также; ни..., ни...; не только, но и...; не столько..., сколько...

Явления, происходящие одновременно или последовательно

2. С разделительными союзами

то..., то...; не то..., не то...; или; либо

Явления, которые чередуются или одно исключает другое

3. С противительными союзами

а; но; да (=но); однако; же; зато

Одно явление противопоставляется другому


1) Костёр горел ярко, и безликие тени дрожали вокруг него, изумлённо наблюдая весёлую игру огня (М. Горький).

2) То ли заря легла на ели, то ли взлетели снегири (Л. Озеров).

3) Ещё земли печален вид, а воздух уж весною дышит (Ф. Тютчев).


V. Обобщение, систематизация и контроль знаний и умений учащихся

1. Практическая работа творческого характера

а) Образуйте из двух простых предложений сложносочинённое предложение. Сложные предложения запишите, расставляя знаки препинания. Объясните устно, какие значения передают союзы, связывающие предложения.

I. 1) Наступила осень. Вместе с ней пришли холодные дожди. 2) Тучи затягивают небо. Снова светит солнце. 3) Ночи стали холодными. Днём по-прежнему тепло. 4) Тихо. Чувствуется приближение грозы. 5) Листок не пошевелится. Птица не пропоёт. 6) Вася не умеет играть на скрипке. Он поёт в хоре.

II. 1) Время шло. Писем из Белогорской крепости я не получал (А. Пушкин). 2) В степи было тихо и темно. Только в костре, погасая, едва-едва светилось несколько угольков (К. Симонов). 3) Попытался скинуть унт. Унт не слезал (М. Пришвин). 4) Шторм кончился. Небо прояснилось (А. Чаковский).

б) Продолжите каждый из начатых примеров так, чтобы получилось сложносочинённое предложение с союзом и. Запишите предложения, ставя знаки препинания.

Образец. Путники взобрались на гору...— Путники взобрались на гору, и перед их глазами раскинулось бирюзовое море.

Пронёсся первый порыв ветра... .

Звёзды стали меркнуть... .

Ворота распахнулись... .

Солнце село... .

в) Составьте и запишите по образцу сложносочинённые предложения с общим для обоих предложений второстепенным членом.

Образец. В апреле...— В апреле растаял последний снег и запели птицы.

Ранним солнечным утром... .

На школьном стадионе... .

В новогоднюю ночь... .

В химической лаборатории... .


2. Работа с упражнениями учебника (по выбору учителя)


VI. Рефлексия. Подведение итогов урока

Фронтальная беседа с использованием интерактивного приема «микрофон»

• Какие виды сложных предложений вы знаете?

• Что общего в сложных предложениях разных видов?

• Какое предложение называется сложносочинённым?

• На что указывают сочинительные союзы в сложном предложении?

• Какие группы сочинительных союзов вы знаете? Что они обозначают?

• Всегда ли между частями сложносочинённого предложения ставится запятая?


VII. Домашнее задание

1. Выучить теоретический материал по теме урока.

2. Выполнить (письменно) упражнение по выбору учителя.






Библиотека образовательных материалов для студентов, учителей, учеников и их родителей.

Все материалы доступны по лицензии Creative Commons — «Attribution-NonCommercial»

Наш сайт не претендует на авторство размещенных материалов. Мы только конвертируем в удобный формат материалы из сети Интернет, которые находятся в открытом доступе и присланные нашими посетителями.

Если вы являетесь обладателем авторского права на любой размещенный у нас материал и намерены удалить его или получить ссылки на место коммерческого размещения материалов, обратитесь для согласования к администратору сайта.

Разрешается копировать материалы с обязательной гипертекстовой ссылкой на сайт, будьте благодарными мы затратили много усилий чтобы привести информацию в удобный вид.

© 2014-2019 Все права на дизайн сайта принадлежат С.Є.А.