Сложное предложение и его признаки. Основные виды сложных предложений - СЛОЖНОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ

Група в ViberГрупа в Facebook

Все уроки Русского языка 9 класс

Сложное предложение и его признаки. Основные виды сложных предложений - СЛОЖНОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ

Цели: углубить, систематизировать полученные ранее учащимися сведения о сложном предложении, полученные в 5 классе; ввести новые понятия о видах сложных предложений; ознакомить со средствами связи простых предложений в составе сложного; совершенствовать языковые и пунктуационные навыки.

Оборудование: учебные тексты, схемы, рисунки по теме урока, репродукция картины И. Левитана «Берёзовая роща».

Тип урока: урок изучения нового материала.

ХОД УРОКА

I. Организационный этап


II. Актуализация опорных знаний

Беседа

• Что вы знаете о сложном предложении?

• В чём отличие сложного предложения от осложнённого?

• Чем может быть осложнено предложение?


III. Постановка целей и задач урока.

Мотивация учебной деятельности

Представьте себе несколько отдельных домиков. Можно ли, не меняя формы, объединить их в один большой дом? Нет, у объединённого дома общая крыша, несколько общих стен и т. д. Так и сложное предложение не просто включает в себя несколько простых, но и объединяет их в одно целое. Вот сложное предложение: Я взял высоту с первой попытки, мой соперник — со второй. В нём есть общая «крыша» (смысловая и интонационная законченность) и общие «стены» (общими становятся члены предложения взял, высоту, попытки, поэтому они не повторяются дважды).

В арифметике 1+1 всегда даёт 2, а вот сложное предложение богаче по содержанию объединившихся простых предложений.


IV. Изучение нового материала

1. Объяснение учителя

а) I блок. «Лингвистическая миниатюра»

На схемах (см. след. стр.) показаны типы сложных предложений: сложносочинённого, сложноподчинённого и бессоюзного. Эти же типы символически изображены на рисунках. Нам предстоит разобраться, какому типу соответствует каждый рисунок.



image9


Известно, что в сложносочинённых предложениях равноправные части связаны с помощью сочинительных союзов. Видите на первом рисунке в поводке сочинительный союз и? Кроме того, мальчик не ведёт собаку, а они гуляют как равные. Это символ сложносочинённого предложения (Я иду на прогулку, и Верный гуляет со мной).

В сложноподчинённых предложениях одна часть является зависимой и подчинена главной с помощью подчинительных союзов. На втором рисунке в поводок включён подчинительный союз если, а собака вынуждена подчиняться хозяину. Это символ сложноподчинённого предложения (Если Верный не хочет гулять, я его всё-таки веду).

Бессоюзные предложения состоят из частей, связанных интонацией и по смыслу, но без союзов. На нижнем рисунке мальчик и собака идут вместе свободно, не связанные поводком. Это символ бессоюзного предложения (Я иду на прогулку, Верный гуляет со мной).


б) II блок. Составление схемы с попутным объяснением




в) Ознакомление с теоретическим материалом учебника


V. Обобщение, систематизация и контроль знаний и умений учащихся

1. Наблюдение над языковым материалом (тексты разложены на каждой парте)

«БЕРЁЗОВАЯ РОЩА» И. И. ЛЕВИТАНА

Горячий летний день. маленький лесной уголок. много солнца, света и тепла.

Стволы деревьев ослепительно белеют в тех местах, где на них падают проникшие сквозь густую листву жаркие солнечные лучи. Тёмные пятна на коре берёз в блеске этих лучей кажутся совсем золотыми. листья то скрыты в тени, то щедро залиты светом. лучи солнца, пронизывая местами густые кроны, падают на сочную траву, и здесь она особенно яркая. Главное в картине — игра ослепительного света в зелёной роще, которую так мастерски передал художник. Искрится, дрожит, прячется и снова возникает этот удивительно радостный свет. Бегают по стволам берёз, в кружеве листвы, в траве весёлые солнечные зайчики.

Вглядываешься в пейзаж и видишь: перед тобой подлинная природа. Ощущаешь даже аромат трав, слышишь негромкий шум листьев, видишь верхушки берёз и горячее небо над ними.

(По Т. Ржевусской)


image10


Задание

• Сформулируйте тему и основную мысль текста.

• Назовите сложные предложения, их типы и средства связи между простыми предложениями в составе сложного.


2. Практическая работа

а) Составьте по данным схемам предложения и запишите их. Выделите в предложениях грамматические основы.

1) [Определённо-личное], и [двусоставное].

2) [Двусоставное], и [определённо-личное].

3) [Двусоставное], и [двусоставное].

4) [Двусоставное], и [безличное].

5) [Определённо-личное], и [определённо-личное].

6) [Безличное], и [безличное].

7) [Неопределённо-личное], и [двусоставное].

8) [Назывное], и [безличное].


б) Перепишите текст, вставляя пропущенные буквы и расставляя знаки препинания. Назовите виды простых предложений, входящих в сложное.

(Не, ни) когда (не, ни) согласие (не) должно порождать (не) уважительности. Опр.. вергая мнение своего о(п, пп)онента следить за тем чтобы (не) взначай (не) обид..ть человека. Уместно заметить: обид..ть человека просто изв..нит(?)ся труднее получить искр..ннее пр..щение ещё труднее. может быть проще и целесообразнее вообще (не) об..жать.

Спорите — контролируйте своё пов..дение выб..райте слова (не) повышайте голоса. Сверхмерная горяч..ность к добру (не) приводит. Спор довольно опасная вещь он часто ведёт к охлаждению отношений и (не) доразумениям.

(Из журнала «Наука и жизнь»)

3. Работа с упражнениями учебника (по выбору учителя)


VI. Рефлексия. Подведение итогов урока

Фронтальная беседа с использованием интерактивного приема «микрофон»

• Какие предложения называются сложными?

• С помощью каких средств простые предложения могут объединяться в сложные?

• Как называются сложные предложения, в которых простые объединяются только с помощью интонации?

• Какие сложные предложения называются сложноподчинёнными? а какие сложносочинёнными?

• Как в сложном союзном предложении одна часть отделяется от другой в устной речи, на письме?

• С помощью каких союзов соединяются простые предложения в состав сложносочинённого? А сложноподчинённого?


VII. Домашнее задание

1. Выучить теоретический материал по теме урока.

2. Творческое задание. Написать небольшой текст-описание (6-7 предложений), используя разные виды сложных предложений.






Библиотека образовательных материалов для студентов, учителей, учеников и их родителей.

Все материалы доступны по лицензии Creative Commons — «Attribution-NonCommercial»

Наш сайт не претендует на авторство размещенных материалов. Мы только конвертируем в удобный формат материалы из сети Интернет, которые находятся в открытом доступе и присланные нашими посетителями.

Если вы являетесь обладателем авторского права на любой размещенный у нас материал и намерены удалить его или получить ссылки на место коммерческого размещения материалов, обратитесь для согласования к администратору сайта.

Разрешается копировать материалы с обязательной гипертекстовой ссылкой на сайт, будьте благодарными мы затратили много усилий чтобы привести информацию в удобный вид.

© 2014-2019 Все права на дизайн сайта принадлежат С.Є.А.