Междометия в предложении - ВВОДНЫЕ И ВСТАВНЫЕ КОНСТРУКЦИИ - СЛОВА, ГРАММАТИЧЕСКИ НЕ СВЯЗАННЫЕ С ЧЛЕНАМИ ПРЕДЛОЖЕНИЯ

Поурочные разработки по Русскому языку 8 класс Л. А. Тростенцовой - 2016 год

Междометия в предложении - ВВОДНЫЕ И ВСТАВНЫЕ КОНСТРУКЦИИ - СЛОВА, ГРАММАТИЧЕСКИ НЕ СВЯЗАННЫЕ С ЧЛЕНАМИ ПРЕДЛОЖЕНИЯ

Цели: развивать понятие о междометиях; учить находить междометия в тексте, правильно расставлять знаки препинания при них; развивать навыки лингвистического анализа.

Планируемые результаты: умения самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель, определять значение междометий, различать производные междометия и слова, от которых они образованы, выделять междометия на письме, объяснять языковые явления и процессы.

Ход урока

I. Организационный момент

II. Лингвистическая разминка

— Выпишите сначала слова с ударением на первом слоге, затем — на втором слоге и т. д.

Предположить, красивее, начал, начала, позвонит, облегчить, торты, туфля.

Комментарии

Слова с ударением на первом слоге: начал, торты, туфля.

Слово с ударением на втором слоге: красивее.

Слова с ударением на третьем слоге: начала, позвонит, облегчить.

Слова с ударением на четвёртом слоге: предположить.

III. Проверка домашнего задания

(Упр. 386 — публичные выступления и их обсуждение.)

IV. Работа по теме урока

1. Повторение сведений о междометии

— В чём особенность междометия как части речи?

Комментарии

1) Междометие — особая часть речи, которая выражает, не называя, различные чувства и побуждения.

2) Междометие не относится ни к самостоятельным, ни к служебным частям речи.

3) Междометия не изменяются, не являются членами предложения, хотя иногда могут выступать в их роли.

Грянуло победное “ура”. (Ура — в значении подлежащего.)

Ай да удалец! (Ай да — в значении определения.)

4) Междометия бывают непроизводными (ай, ах, фу, э и т. д.) и производными, образованными от других частей речи (Боже мой! Мама! Ужас! и т. д.).

2. Работа по учебнику

(Чтение и обсуждение теоретических сведений и правил (с. 215, 216).)

V. Закрепление изученного материала

1. Сопоставительный анализ предложений

1) При виде предводителя пиратов ужас охватил меня.

Ужас! Сегодня, оказывается, контрольная!

2) Слова батюшки привели меня в смущение.

Батюшки! Да как же тебя угораздило?!

3) “Кошмар на улице Вязов” — фильм ужасов.

Как ты себя ведёшь?! Кошмар!

Комментарии

Очевидно, что совпадающие слова во вторых предложениях каждой пары образованы от существительных. Это производные междометия.

2. Работа по учебнику

1. Упр. 391 — устное выполнение, морфологический разбор на доске.

2. Упр. 392 — выразительное чтение, обсуждение вопросов и заданий, комментированное письмо, грамматические разборы на доске.

3. Упр. 393 — самостоятельное выполнение с последующей проверкой.

VI. Подведение итогов урока

— Какие роли в предложении могут играть междометия?

— Как выделяются междометия в предложении?

— Какие междометия называются производными?

— Как отличить производные междометия от самостоятельных частей речи?

Домашнее задание

1. Изучить § 64, 65.

2. Упр. 394.