Приложение. Знаки препинания при нём - ВТОРОСТЕПЕННЫЕ ЧЛЕНЫ ПРЕДЛОЖЕНИЯ - ДВУСОСТАВНЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ

Група в ViberГрупа в Facebook

Поурочные разработки по Русскому языку 8 класс Л. А. Тростенцовой - 2016 год

Приложение. Знаки препинания при нём - ВТОРОСТЕПЕННЫЕ ЧЛЕНЫ ПРЕДЛОЖЕНИЯ - ДВУСОСТАВНЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ

Цели: расширять представления об определении; дать понятие о приложении, его значениях; научить распознавать приложение и ставить знаки препинания при нём; воспитывать культуру речи.

Планируемые результаты: умения самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель, распознавать приложения, ставить знаки препинания при нём, объяснять языковые явления и процессы.

Ход урока

I. Организационный момент

II. Лингвистическая разминка

— Образуйте, где это возможно, несогласованные определения от согласованных.

Кофейная чашка, полосатая юбка, ключ от замка, громкоголосый оратор, воронье гнездо, двенадцатираундовый бой, очковая змея, компьютерный диск, медвежья услуга. (Чашка для кофе, юбка в полоску, оратор с громким голосом, гнездо вороны, бой в двенадцать раундов, диск для компьютера.)

Комментарии

Остальные словосочетания не имеют синонимов: ключ от замка — нет словосочетания замочный ключ, очковая змея — название биологического вида, медвежья услуга — фразеологизм.

III. Проверка домашнего задания

1. Упр. 134 — рассказ о способах выражения несогласованных определений, чтение и обсуждение примеров.

2. Упр. 136 — подготовленный диктант, обсуждение задания.

IV. Работа по теме урока

1. Работа по учебнику

(Чтение и обсуждение теоретических сведений (с. 85, 86).)

2. Беседа по вопросам

— Что такое приложение?

— Какие признаки могут обозначать приложения? (Качество предмета, возраст, профессию, национальность, собственные наименования улиц, книг, газет, предприятий и т.д.)

— Какие бывают приложения? (Согласованные и несогласованные.)

— В каких приложениях форма падежа не изменяется при изменении главного слова? (В несогласованных.)

— Что общего у приложения и несогласованного определения? (Выражается существительным.)

— Чем отличается приложение от несогласованного определения? (Совпадает по форме падежа с определяемым словом.)

3. Общие выводы о знаках препинания при приложении

1) Дефис ставится в сочетаниях имён нарицательных: студент-физик, девушка-медсестра.

Обычно приложение стоит на втором месте. Если же приложение стоит впереди и его можно заменить согласованным определением, дефис не ставится: воины-храбрецы, но: храбрецы воины — храбрые воины, дочка-умница, но: умница дочка — умная дочка.

2) Дефис ставится в сочетании имени собственного и нарицательного, если они сливаются по смыслу (редкие случаи): Москва-река, за Камой-рекой, Самара-городок, но: река Москва, за рекой Камой, город Самара.

3) Дефис не ставится, если приложение:

— является названием книги, улицы, предприятия и т. д.: повесть “Капитанская дочка”, теплоход “Павел Бажов”;

— называет профессию или занятие: тренер Сёмин, футболист Шевченко;

— является общепринятым обращением: господин министр, гражданин Сидоров, товарищ полковник.

Заметим, что дефис — орфографический знак, который ставится внутри слов, в отличие от тире — синтаксического знака, который ставится между словами.

Пишется с дефисом

Пишется без дефиса

1. Нарицательное существительное + нарицательное существительное: утёс-великан.

2. Собственное существительное + нарицательное существительное: Москва-река

Нарицательное существительное + собственное существительное:

река Дон

V. Закрепление изученного материала

1. Работа по учебнику

1. Упр. 140 — устное выполнение.

2. Упр. 141 — самостоятельное выполнение с последующей проверкой.

3. Упр. 142 — самостоятельное выполнение.

2. Практическое задание

(Выполняется на доске и в тетрадях.)

— Запишите предложения, подчеркните приложения.

1) Он похож на большого мальчика-толстяка. (Ю. Олеша) 2) Белынь-озеро начиналось почти у самого города и уходило узкой змейкой в смешанный лес. (Л. Замятин) 3) Картина Левитана “Золотая осень” привлекает нас гармонией красок, каким-то неизъяснимым волшебством. 4) Не так уж часто встречались на Волге женщины-штурманы. (К. Паустовский) 5) Сестра Лиза приехала на весенние каникулы. (В. Каверин)

3. Тест

(См.: КИМы, тест 9.)

VI. Подведение итогов урока

— Что такое приложение?

— Что могут обозначать приложения?

— В каких случаях между приложением и определяемым существительным ставится дефис?

Домашнее задание

1. § 26.

2. Упр. 142 (составить предложения с приложениями).








Библиотека образовательных материалов для студентов, учителей, учеников и их родителей.

Все материалы доступны по лицензии Creative Commons — «Attribution-NonCommercial»

Наш сайт не претендует на авторство размещенных материалов. Мы только конвертируем в удобный формат материалы из сети Интернет, которые находятся в открытом доступе и присланные нашими посетителями.

Если вы являетесь обладателем авторского права на любой размещенный у нас материал и намерены удалить его или получить ссылки на место коммерческого размещения материалов, обратитесь для согласования к администратору сайта.

Разрешается копировать материалы с обязательной гипертекстовой ссылкой на сайт, будьте благодарными мы затратили много усилий чтобы привести информацию в удобный вид.

© 2014-2020 Все права на дизайн сайта принадлежат С.Є.А.