Текст как единица синтаксиса - СИНТАКСИС. ПУНКТУАЦИЯ. КУЛЬТУРА РЕЧИ

Група в ViberГрупа в Facebook

Поурочные разработки по Русскому языку 8 класс Л. А. Тростенцовой - 2016 год

Текст как единица синтаксиса - СИНТАКСИС. ПУНКТУАЦИЯ. КУЛЬТУРА РЕЧИ

Цели: обобщить и систематизировать знания о признаках и строении текста, о видах и способах связи предложений в тексте; учить находить признаки текста, анализировать и строить различные типы текстов; развивать умение различать стили речи, типы текстов; воспитывать культуру выразительной речи.

Планируемые результаты: умения выразительно читать текст, самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель, объяснять языковые явления и процессы; владение элементами анализа текста.

Ход урока

I. Организационный момент

II. Проверка домашнего задания

— Что изучает синтаксис?

— Какие функции выполняют словосочетание, предложение, текст?

1. Выразительное чтение стихотворения Н. Рубцова “Ночь на родине”.

2. Упр. 40 — обсуждение заданий.

Комментарии

Примеры многозначных слов: высокий, глубокая, спокойные, редок, трогает, светлая.

III. Работа по теме урока

1. Повторение сведений о тексте

— Что такое текст?

— Какие свойства присущи тексту?

— Что такое тема текста?

— Что называется основной мыслью текста?

2. Работа по учебнику

(Чтение и обсуждение теоретических сведений (с. 28).)

3. Слово учителя

Текст — это группа предложений, объединённых в целое темой и основной мыслью. Предложения в тексте связаны между собой по смыслу и с помощью языковых средств. Основными свойствами текста являются цельность, связность, членимость.

Цельность обеспечивается наличием темы и основной мысли.

Тема — это то, о чём говорится в тексте.

Основная мысль — это то, ради чего написан текст.

Связность между предложениями характеризуется цепной к параллельной связью.

Средства связи:

лексические (лексический повтор, однокоренные слова, местоимения, синонимы, антонимы);

морфологические (союзы, союзные слова, местоименные наречия, видовременные формы глаголов);

синтаксические (порядок слов, синтаксический параллелизм (например, предложения по одной модели: подлежащее + дополнение + глагол); парцелляция — когда выделяется какой-то член предложения, после него ставится точка и оформляется как самостоятельное неполное предложение для усиления выразительности текста; неполные предложения, вводные слова и предложения).

Членимость предполагает делимость текста на абзацы, которые раскрывают свою микротему, подчинённую общей теме текста.

Цепная связь предполагает последовательную смену слов-связок или использование их в каждом предложении.

Параллельная связь — соподчинение всех предложений, начиная со второго, первому по смыслу.

4. Работа по учебнику

(Упр. 41 — устное выполнение, фонетический разбор на доске.)

Комментарии

В одной из цитат под цифрой 1 допущена ошибка: надо не “Молчалины господствуют на свете!”, а “Молчалины блаженствуют на свете!”.

IV. Закрепление изученного материала

1. Работа по учебнику

1. Упр. 42 — самостоятельное выполнение после предварительного обсуждения, пунктуационный разбор предложений.

Комментарии

Деление текста на абзацы: первый заканчивается предложением “Так родился очерк ’’Пушкин и Пугачёв””, третий начинается предложением “А если поступить иначе...”.

Дополнительные вопросы

— К какому стилю относится текст? (К публицистическому.)

— Какой тип речи используют авторы? (Рассуждение.)

2. Упр. 43 — самостоятельное выполнение с последующим обсуждением.

Комментарии

Необходимо читать книгу вдумчиво, записывать свои мысли и впечатления, чтобы научиться размышлять, писать, чтобы понимать изменения в своей духовной жизни.

3. Упр. 44, 45 — обсуждение вопросов и заданий, пересказ текста, грамматические разборы на доске.

Комментарии

Основная мысль текста: “...разум неистощим в соображении понятий, как язык неистощим в соединении слов”.

4. Упр. 46 — устное выполнение.

2. Словарная работа

— Запишите в словарик слова из рамки (с. 29).

— Составьте с этими словами предложения.

V. Подведение итогов урока

— Что нового вы узнали сегодня о синтаксисе?

— Как связаны тема текста и его основная мысль?

— В каких случаях текст может состоять из одного предложения?

Домашнее задание

1. § 7.

2. Упр. 47, 48.








Библиотека образовательных материалов для студентов, учителей, учеников и их родителей.

Все материалы доступны по лицензии Creative Commons — «Attribution-NonCommercial»

Наш сайт не претендует на авторство размещенных материалов. Мы только конвертируем в удобный формат материалы из сети Интернет, которые находятся в открытом доступе и присланные нашими посетителями.

Если вы являетесь обладателем авторского права на любой размещенный у нас материал и намерены удалить его или получить ссылки на место коммерческого размещения материалов, обратитесь для согласования к администратору сайта.

Разрешается копировать материалы с обязательной гипертекстовой ссылкой на сайт, будьте благодарными мы затратили много усилий чтобы привести информацию в удобный вид.

© 2014-2020 Все права на дизайн сайта принадлежат С.Є.А.