Синтаксис и орфография - Повторение и систематизация изученного в VIII классе

Група в ViberГрупа в Facebook

Русский язык - Поурочные разработки 8 класс к учебнику Л. А. Тростенцовой

Синтаксис и орфография - Повторение и систематизация изученного в VIII классе

Повторение и систематизация изученного в VIII классе

Урок 101. Синтаксис и орфография (§ 76)

Цели урока: повторить материал по теме “Синтаксис и орфография”, правила с изученными орфограммами, объяснять синтаксические условия выбора правильного написания, обнаруживать ошибки в правописании слов, исправлять их, объяснять условия выбора правильного написания, знать о взаимосвязи синтаксиса и орфографии.

I. Проверка домашнего задания.

Один из учеников читает отредактированное письмо (упр. 448), класс рецензирует ответ, указывает недочёты.

II. Словарный диктант.

Микроэлемент, ассортимент, грандиозность, идеальный, классический, корректор, колоссальный, преемник, предшественник, перрон, мультимедийный, искусство, компьютер, представление, рессора, сканер, соотечественник, фейерверк, терраса, стратегия.

III. Фронтальный опрос.

— Что изучает синтаксис?

— Что изучает орфография?

— Как связаны синтаксис и орфография?

IV. Тренировочные упражнения.

1. В упр. 448 учащиеся вставляют орфограммы, вспоминают правило, на которое встретились орфограммы:

а) буквы еи в падежных окончаниях имён существительных;

б) безударные гласные в окончаниях имён прилагательных.

Рекомендации учителю: посоветуйте детям в случае затруднения обращаться к справочным материалам (основные буквенные орфограммы), данным на форзаце.

Учащиеся делают вывод о связи синтаксиса и орфографии.

2. Упр. 449 занимательного характера выполняют устно, исправляют ошибки в объявлениях.

Рекомендации учителю: уделите внимание лексическому значению слова коррекция, посоветуйте ученикам обратиться к толковому словарю в учебнике на с. 267, словарю иностранных слов (лат. correctio — исправление недостатков зрения).

3. Упр. 450 выполняют письменно, объясняют синтаксические условия выбора н/нн в наречиях и кратких причастиях.

1) Если в предложении обстоятельство образа действия (вопрос как?) относится к глаголу — это наречие, в котором всегда пишется столько н, сколько в слове, от которого оно образовано; его можно заменить другим наречием.

2) Если слово — сказуемое, то это может быть краткое причастие или краткое прилагательное. Краткое причастие можно заменить глаголом. Иногда при кратком причастии есть слово, обозначающее производителя действия. В кратком причастии всегда пишется одна буква н.

3) Краткое прилагательное отвечает на вопрос каков? Его можно заменить полной формой. Краткое прилагательное часто выступает в роли однородных членов. В нём пишется столько н, сколько в полной форме.

4. Конструирование предложений.

Придумайте и запишите предложения с парами слов: сосредоточено — сосредоточенно, воспитана — воспитанна, оживлено — оживлённо.

5. Заполните таблицу 5—6 примерами н/нн в прилагательных, причастиях, наречиях.

н

нн



6. Орфографическая диктовка.

Об этом праздничном весеннем дне; чуть-чуть колеблющийся тростник; солдат, рассказывающий о каком-то случае; по аллее, слегка усыпанной пожелтевшими листьями; нарядившиеся по-летнему девчата; из-под затухающего пламени костра; блистающие искорки серебристобелого инея; вследствие засухи; в течение недели; ввиду болезни; светит по-весеннему.

Тестовые задания

1. Найдите слово, в котором не пишется мягкий знак:

а) теч.. в лодке

б) нестись вскач..

в) много задач..

г) умчаться проч..

д) разжеч.. костёр

Ответ: в.

2. Укажите слова, в которых под ударением после шипящей пишется ё.

а) реч..нка

б) ещ..

в) окруж..н

г) холщ..вый

д) луж..к

Ответ: б, в.

3. Укажите слова, которые пишутся через дефис:

а) (по)другому пути

б) бывал (кое)где

в) скажи(ка) об этом

г) (по)осеннему хмурое небо

д) относится (по)внимательнее

Ответ: б, в, г.

4. Найдите слова, в которых пишется одна буква н:

а) слушал сосредоточе..о

б) девочка умна и воспита..а

в) уставле..ая вазами

г) писа..ая красавица

д) игрушка слома..а ребёнком

Ответ: г, д.

5. В каких словосочетаниях не пишется слитно?

а) мусор (не)убран

б) (не)скошенная трава

в) (не)завершённая, а начатая работа

г) (не)решённая задача

д) написано ничуть (не)аккуратно

Ответ: б, г.

6. Найдите слова, которые пишутся раздельно:

а) (в)следствие дождей

б) подняться (в)верх

в) повесил (на)конец мачты

г) мог рассказать то(же) самое

д) шёл, (не)смотря по сторонам

Ответ: в, г, д.

7. В каком предложении пишется ни?

а) Кто н.. смотрел этот фильм, должен его посмотреть.

б) Когда н.. придёшь к подруге, она болтает по телефону.

в) Отроду н.. выезжал он на охоту без Дубровского.

г) Н.. раз выходил он победителем из боя.

Ответ: б.

V. Домашнее задание: подготовиться к итоговому диктанту; выполнить упр. 453 (устно), упр. 452 (письменно).






Библиотека образовательных материалов для студентов, учителей, учеников и их родителей.

Все материалы доступны по лицензии Creative Commons — «Attribution-NonCommercial»

Наш сайт не претендует на авторство размещенных материалов. Мы только конвертируем в удобный формат материалы из сети Интернет, которые находятся в открытом доступе и присланные нашими посетителями.

Если вы являетесь обладателем авторского права на любой размещенный у нас материал и намерены удалить его или получить ссылки на место коммерческого размещения материалов, обратитесь для согласования к администратору сайта.

Разрешается копировать материалы с обязательной гипертекстовой ссылкой на сайт, будьте благодарными мы затратили много усилий чтобы привести информацию в удобный вид.

© 2014-2019 Все права на дизайн сайта принадлежат С.Є.А.