Синтаксис и морфология - Повторение и систематизация изученного в VIII классе

Русский язык - Поурочные разработки 8 класс к учебнику Л. А. Тростенцовой

Синтаксис и морфология - Повторение и систематизация изученного в VIII классе

Повторение и систематизация изученного в VIII классе

Урок 96. Синтаксис и морфология (§ 73)

Цели урока: повторить материал о первичных и вторичных синтаксических функциях различных частей речи, о взаимосвязи синтаксиса и морфологии, совершенствовать умения производить синтаксический разбор предложения, разграничивать первичные и вторичные синтаксические функции частей речи, разграничивать функционирование слов в составе грамматической формы и в качестве самостоятельного члена предложения.

I. Анализ диктанта. Работа над ошибками.

II. Фронтальный опрос.

— Назовите разделы науки о языке.

— Что изучает синтаксис?

— Что изучает морфология?

— Почему синтаксис и морфология объединены в общем разделе лингвистики — грамматике?

Рекомендации учителю: на 4-й и 5-й вопросы учащиеся отвечают, пользуясь материалом упр. 434.

III. Тренировочные упражнения.

1. В упр. 435 графически указывают члены предложения, над ними надписывают способ морфологического выражения.

2. Творческая работа по упр. 436.

Тестовые задания

1. Укажите ответы, в которых верно определены грамматические признаки выделенных слов.

а) крича друг другу — наречие

б) идти впереди колонны — предлог

в) сделать побольше — наречие в сравнительной степени

г) летучий газ — причастие

д) в продолжение лета — имя существительное

Ответ: б, в.

2. Найдите неверные утверждения.

а) Причастия имеют такие же времена, как и глаголы.

б) Предлоги выражают временные, причинные, пространственные, целевые и другие отношения.

в) Частицы придают дополнительный оттенок значения словам и предложениям или служат для образования наклонений глагола.

г) Деепричастия имеют признаки глагола и наречия.

д) Сочинительные и подчинительные союзы относятся к одной группе.

Ответ: а, д.

3. Найдите предложение, в котором определение выражено именем прилагательным.

а) Берег быстро темнел, становился голубым, лиловым.

б) Как своей тревогой милому помочь?

в) Сколько прелести есть в человеческих лицах!

г) Смелый к победе стремится.

Ответ: в.

4. Найдите предложение, в котором подлежащее выражено причастием.

а) Отъезжающие вошли в вагон.

б) Бывалые и старые поучали молодых.

в) Несколько провожающих стояли у вагона.

г) Встречающие, пройдите на второй путь.

Ответ: а.

5. Найдите предложение, в котором выделенное слово может играть роль двух разных членов.

а) Всех взволновала мысль о поездке.

б) Завтра будет не похоже на сегодня.

в) Ветер был встречный.

г) Утро вечера мудренее.

Ответ: а.

IV. Домашнее задание: составить предложения со следующими словами (три, тройка, трое, тройной, втроём, утроить, трижды); сделать синтаксический разбор одного предложения.