Понятие о чужой речи. Прямая и косвенная речь. Косвенная речь - Чужая речь - Слова, грамматически не связанные с членами предложения - СИНТАКСИС. ПУНКТУАЦИЯ. КУЛЬТУРА РЕЧИ

Група в ViberГрупа в Facebook

Русский язык - Поурочные разработки 8 класс к учебнику Л. А. Тростенцовой

Понятие о чужой речи. Прямая и косвенная речь. Косвенная речь - Чужая речь - Слова, грамматически не связанные с членами предложения - СИНТАКСИС. ПУНКТУАЦИЯ. КУЛЬТУРА РЕЧИ

СИНТАКСИС. ПУНКТУАЦИЯ. КУЛЬТУРА РЕЧИ

Слова, грамматически не связанные с членами предложения

Чужая речь

Урок 89. Понятие о чужой речи (§ 65). Прямая и косвенная речь (§ 67). Косвенная речь (§ 68)

Цели урока: 1) познакомить учащихся со способами передачи чужой речи (прямая и косвенная), структурой предложения с чужой речью (часть, передающая чужую речь, и комментирующая часть), 2) научить интонационно правильно (с интонацией предупреждения или пояснения) произносить предложения с чужой речью, разграничивать глаголы разной семантики в комментирующей части, 3) научить обнаруживать предложения с косвенной речью, объяснять их текстообразующую роль, заменять прямую речь косвенной, разграничивать предложения с прямой и косвенной речью.

I. Анализ диктанта, работа над ошибками, допущенными в диктанте.

II. Повторение сведений о предложениях с прямой речью.

На доске записаны предложения с прямой речью, в которых пропущены знаки препинания.

Задания для учащихся: записать предложения, расставить знаки препинания, объяснить постановку знаков препинания, начертить схемы предложений.

1) Алексей Максимович Горький писал Борьба за чистоту за смысловую точность за остроту языка есть борьба за орудие культуры.

2) Я не знаю языка лучше чем у Лермонтова говорил Антон Павлович Чехов.

Рекомендации учителю: напомните учащимся, что прямая речь произносится иначе, нежели слова автора, так как принадлежит другому лицу. Если слова автора стоят перед прямой речью, то они читаются с понижением голоса перед двоеточием. Если слова автора стоят после прямой речи, то они произносятся ниже тоном и с ускорением.

III. Объяснение нового материала.

1-е наблюдение.

Учащиеся наблюдают материал на с. 223—224, отвечают на вопросы, делают вывод, когда используются формы прямой речи, косвенной речи, как связаны чужая речь и комментирующее высказывание, читают правила на с. 224.

2-е наблюдение.

Восьмиклассники читают стихотворение С. Я. Маршака “Сказка про короля и солдата”, отвечают на вопросы на с. 225.

Рекомендации учителю: обратите внимание на то, как читают учащиеся, учите интонационно правильно произносить предложения с чужой речью, разграничивать глаголы разной семантики в комментирующей части.

3-е наблюдение.

Учащиеся наблюдают материал на с. 224. Учащиеся сначала называют слова, обозначающие речь в комментирующей части, а затем слова, обозначающие действия и чувства.

IV. Тренировочные упражнения.

1. Упр. 402 выполняют устно.

2. Упр. 403 выполняют письменно, самостоятельно определяют порядок слов в комментирующей части и её место (до или после чужой речи).

4-е наблюдение.

Учащиеся наблюдают материал на с. 227 (§ 67), сравнивают предложения с прямой и косвенной речью, делают вывод, чем прямая речь отличается от косвенной, в какой мере их названия отражают их особенности, читают правила на с. 227.

5-е наблюдение.

Ученики наблюдают материал на с. 228 (§ 68), отвечают, под каким номером записаны предложения с косвенной речью, чем отличаются по смыслу предложения с косвенной речью, которые присоединяются к комментирующей части словами как, что, будто.

V. Закрепление материала.

Упр. 404 учащиеся выполняют устно, указывают предложения с прямой речью и косвенной речью, делают вывод, какие предложения читаются с интонацией предупреждения, в каких комментирующая часть произносится с интонацией пояснения.

Рекомендации учителю: учите восьмиклассников интонационно правильно произносить предложения с чужой речью.

Словарная работа

Преемник (с. 195) — (книжн.) чей-нибудь продолжатель; тот, кто занял чьё-нибудь место. Выбрать себе преемника. Преемники Петра Первого.

Упр. 405 выполняют устно, объясняют, почему в части “Выступление” широко используются предложения с косвенной речью.

Тестовые задания

1. Найдите предложение с косвенной речью, которая правильно оформлена и соответствует содержанию предложения с прямой речью.

Отец кричит: “Пушки, гляди, палят!”

а) Отец кричит, что палят пушки.

б) Отец кричит, что гляди палят пушки.

в) Отец кричит, гляди палят пушки.

г) Отец кричит, гляди палят пушки!

Ответ: а.

2. Найдите ошибку в передаче прямой речи.

а) Я объяснил им, что я офицер.

б) Чижов сказал Краснову, что Коля тоже приехал.

в) Учитель сказал Вере, чтобы она сходила за мелом.

г) Саша просил маму, что мамуленька отпусти погулять.

Ответ: г.

3. Найдите примеры с ошибками при передаче чужой речи.

а) Пугачёв сказал Гринёву, что ты крепко передо мной виноват.

б) Врач спросил, какая у меня температура.

в) Царь говорит Кирибеевичу, что его горю постарается помочь.

г) Болельщики кричали: “Чтобы ребята не падали духом”.

Ответ: а, г.

VI. Домашнее задание: учить правила § 65—68; выполнить упр. 406.






Библиотека образовательных материалов для студентов, учителей, учеников и их родителей.

Все материалы доступны по лицензии Creative Commons — «Attribution-NonCommercial»

Наш сайт не претендует на авторство размещенных материалов. Мы только конвертируем в удобный формат материалы из сети Интернет, которые находятся в открытом доступе и присланные нашими посетителями.

Если вы являетесь обладателем авторского права на любой размещенный у нас материал и намерены удалить его или получить ссылки на место коммерческого размещения материалов, обратитесь для согласования к администратору сайта.

Разрешается копировать материалы с обязательной гипертекстовой ссылкой на сайт, будьте благодарными мы затратили много усилий чтобы привести информацию в удобный вид.

© 2014-2019 Все права на дизайн сайта принадлежат С.Є.А.