Выделительные знаки препинания при вводных словах, вводных сочетаниях слов и вводных предложениях - Обращение - Слова, грамматически не связанные с членами предложения - СИНТАКСИС. ПУНКТУАЦИЯ. КУЛЬТУРА РЕЧИ

Група в ViberГрупа в Facebook

Русский язык - Поурочные разработки 8 класс к учебнику Л. А. Тростенцовой

Выделительные знаки препинания при вводных словах, вводных сочетаниях слов и вводных предложениях - Обращение - Слова, грамматически не связанные с членами предложения - СИНТАКСИС. ПУНКТУАЦИЯ. КУЛЬТУРА РЕЧИ

СИНТАКСИС. ПУНКТУАЦИЯ. КУЛЬТУРА РЕЧИ

Слова, грамматически не связанные с членами предложения

Обращение

Уроки 81-82. Выделительные знаки препинания при вводных словах, вводных сочетаниях слов и вводных предложениях (§ 61)

Урок 81. Выделительные знаки препинания при вводных словах, вводных сочетаниях слов и вводных предложениях (§ 61)

Цели урока: 1) познакомить учащихся с вводными предложениями, видами вводных предложений (односоставное, двусоставное), их опознавательными признаками (союзы как, что), правилами выделения вводных предложений в устной речи и на письме, 2) научить распознавать вводные слова, определять их значение, правильно выделять вводные слова запятыми, использовать в речи синонимические вводные слова, сочетания слов и вводные предложения, распознавать вводные предложения, интонационно правильно произносить предложения с вводными предложениями, разграничивать вводные слова и слова, не являющиеся вводными, употреблять вводные слова как средство связи предложений в тексте.

I. Проверка домашнего задания.

Первый ученик рассказывает правила § 60 (вводные конструкции, группы вводных слов и вводных сочетаний слов по значению). Второй читает вводные слова из упр. 369, указывает знаки препинания. Третий декламирует выразительно строчки К. Д. Бальмонта из упр. 370, соблюдая интонацию вводности. Отвечает на вопрос поэта, что есть природа.

II. Повторение материала.

На доске записано стихотворение В. Лифшица с пропущенными знаками препинания.

— Скажи, пойдёшь ли ты гулять?

— Сегодня? Как тебе сказать...

Наверное холодно в саду...

А впрочем может быть пойду...

— Так значит ты со мной пойдёшь?

— Пойдём.

А всё же может быть Пожалуй лучше не ходить.

Задание: прочитайте стихотворение вслух с интонацией вводности, спишите, расставляя запятые при вводных словах, укажите, к какой группе вводных слов они относятся.

III. Знакомство с новым материалом.

Чтение правила на с. 208.

IV. Тренировочные упражнения.

1. В упр. 371 восьмиклассники читают предложения вслух с интонацией вводности, затем расставляют запятые при вводных словах.

Рекомендации учителю: обязательно читайте с учащимися предложения вслух, так как интонация вводности помогает ученику услышать вводное слово, понять смысл, который вложен в предложение.

2. Творческая работа по упр. 372.

Учащиеся вставляют подходящие вводные слова в отрывок из сказки, пользуются материалом для справок.

3. Упр. 374 — устно. Диктант по упр. 376.

Тестовые задания

1. Укажите предложение, в котором неверно выделено вводное слово.

а) По правде говоря, больше всего мне хотелось сейчас поехать на вокзал и взять билет.

б) Сентябрь был тихий, тёплый и, на счастье, без дождей.

в) Лес поредел, но дождь, как на грех, усилился.

г) В воздухе пахло водой, травой — одним словом пахло ранним утром.

Ответ: г.

2. Найдите лишнее значение вводных слов:

а) различные чувства

б) перечисление фактов

в) степень уверенности

г) источник сообщения или высказывания

Ответ: б.

3. Укажите примеры, в которых неверно расставлены знаки препинания.

а) Работа над повестью идёт медленно, и кажется, верно.

б) Почему же, однако, и вымыслу нельзя быть красивым?

в) Тарантас прыгал, визжал и казалось, рыдал.

г) Может быть, и донные снега хранят мой одинокий след.

Ответ: а, в.

V. Домашнее задание: сделать упр. 373.

Урок 82. Выделительные знаки препинания при вводных словах, вводных сочетаниях слов и вводных предложениях (продолжение темы)

I. Проверка упр. 373.

Учащиеся читают предложения с интонацией вводности, указывают значение вводных слов, класс рецензирует.

II. Повторение.

Объяснительный диктант. Учащиеся указывают значения вводных слов, объясняют роль вводных слов в тексте.

НА ОХОТЕ

К счастью, погода была тихая, пруд словно заснул. Мы пошли было с Ермолаем вдоль пруда, но, во-первых, у самого берега утка, птица осторожная, не держится; во-вторых, если даже какой-нибудь чирок и подвергался нашим выстрелам, то достать его наши собаки не были в состоянии.

Мы плыли довольно медленно. Наконец добрались до тростников, и пошла потеха. Всех подстреленных птиц мы, конечно, не достали, но всё-таки к обеду лодка наша наполнилась дичью.

(И. Тургенев)

III. Объяснение нового материала.

На доске записаны два предложения.

1) Дождь, казалось, не только не утихает, но ещё больше усиливается.

2) Дождь, как мне кажется, не только не утихает, но ещё больше усиливается.

Задание классу: сравните предложения. Чем они различаются?

Восьмиклассники делают вывод, что в первом предложении вводное слово казалось, а во втором — вводное предложение.

Далее учащиеся читают теоретические сведения на с. 210, обращают внимание на виды вводных предложений: односоставное и двусоставное, опознавательные признаки (союзы как, что), правила выделения на письме вводных предложений (запятыми, тире).

Рекомендации учителю: обратите внимание учеников на то, что вводные предложения, выделенные с помощью тире, имеют особую интонацию (паузы делаются более продолжительными, сила голоса увеличивается).

IV. Закрепление материала.

1. В упр. 377 сначала проводим устную работу, соблюдая интонацию вводности, затем учащиеся списывают предложения, подчёркивают грамматическую основу, определяют место вводных предложений.

2. Творческая работа по упр. 379.

Рекомендации учителю: перед выполнением упр. 381 акцентируйте внимание учащихся на теоретических сведениях (с. 211) для того, чтобы они не смешивали с вводными словами наречия и частицы, которые запятыми не выделяются (вдруг, никогда, как раз, всё-таки, будто, как будто, ведь, даже).

3. Упражнение занимательного характера “4-й лишний” по упр. 382.

4. Самостоятельная работа по упр. 384.

Тестовые задания

1. Найдите вводное предложение:

а) во-первых

б) к общей радости

в) как это часто бывает

г) вероятно

Ответ: в.

2. Укажите предложение, где знаки препинания расставлены неверно.

а) Человек поднял от газеты не очень довольное, как Левчуку показалось, лицо.

б) Эта осень ворвалась в родные места хотя и в положенное время, но всё же, как думал Андре, как-то внезапно.

в) Алексей, читатель уже узнал его — пристально глядел на молодую крестьянку.

г) Летние дни долгие, как говорят в народе, от утренней зари до вечерней на хорошем коне можно полсвета объехать.

Ответ: в.

3. Укажите примеры, в которых неверно расставлены знаки препинания.

а) Лес с каждой минутой менял краски, и, наконец, стемнело.

б) Мы простились с тобой у порога, и быть может навсегда.

в) Призыв твой, стало быть, пал на почву, всегда взрыхлённую.

г) Ночью вероятно было прохладно, и окна отпотели.

Ответ: б, г.

V. Домашнее задание: учить правила на с. 208, 210 (§ 61); сделать упр. 378, 383.






Библиотека образовательных материалов для студентов, учителей, учеников и их родителей.

Все материалы доступны по лицензии Creative Commons — «Attribution-NonCommercial»

Наш сайт не претендует на авторство размещенных материалов. Мы только конвертируем в удобный формат материалы из сети Интернет, которые находятся в открытом доступе и присланные нашими посетителями.

Если вы являетесь обладателем авторского права на любой размещенный у нас материал и намерены удалить его или получить ссылки на место коммерческого размещения материалов, обратитесь для согласования к администратору сайта.

Разрешается копировать материалы с обязательной гипертекстовой ссылкой на сайт, будьте благодарными мы затратили много усилий чтобы привести информацию в удобный вид.

© 2014-2019 Все права на дизайн сайта принадлежат С.Є.А.