Вводные конструкции. Группы вводных слов и вводных сочетаний слов по значению - Обращение - Слова, грамматически не связанные с членами предложения - СИНТАКСИС. ПУНКТУАЦИЯ. КУЛЬТУРА РЕЧИ

Група в ViberГрупа в Facebook

Русский язык - Поурочные разработки 8 класс к учебнику Л. А. Тростенцовой

Вводные конструкции. Группы вводных слов и вводных сочетаний слов по значению - Обращение - Слова, грамматически не связанные с членами предложения - СИНТАКСИС. ПУНКТУАЦИЯ. КУЛЬТУРА РЕЧИ

СИНТАКСИС. ПУНКТУАЦИЯ. КУЛЬТУРА РЕЧИ

Слова, грамматически не связанные с членами предложения

Обращение

Урок 80. Вводные конструкции (§ 59). Группы вводных слов и вводных сочетаний слов по значению (§ 60)

Цели урока: 1) познакомить учащихся с группами вводных слов по значению, правилами выделения вводных слов в устной речи (интонация вводности) и на письме (выделительные знаки препинания), 2) учить интонационно правильно произносить предложения с вводными словами, разграничивать вводные слова и слова, являющиеся членами предложения, разграничивать употребление слова однако в качестве вводного и в качестве противительного союза, выделять вводные слова знаками препинания, использовать вводные слова разных значений в речи, обнаруживать вводные слова в тексте, правильно выделять их знаками препинания, определять текстообразующую роль вводных слов.

I. Проверка домашнего задания (упр. 358).

Учащиеся читают тексты деловой корреспонденции, класс рецензирует ответы учащихся.

II. Анализ деловых писем (упр. 360), работа над ошибками.

III. Знакомство с новым материалом.

1. Анализ материала на с. 203 (§ 59). Учащиеся делают вывод, что вводные слова изменяют смысл высказывания.

2. Учащиеся наблюдают материал на с. 204, сравнивают по интонации предложения, в процессе работы устанавливают, что вводные слова в устной речи выделяются интонацией вводности: паузами, понижением силы голоса и более быстрым произношением вводных слов, в письменной речи — знаками препинания.

Рекомендации учителю: обратите внимание учеников на правила выделения вводных слов в устной речи (интонация вводности), отрабатывайте умения определять, с какой целью вводятся в предложения вводные слова, что они вносят в речь. Интонация вводности помогает услышать вводное слово, а значит, понять тот смысл, который вложен в предложение.

Учащиеся читают теоретический материал на с. 204— 205, обращают внимание на употребление слова однако в качестве вводного, если оно стоит в середине или в конце предложения в качестве противительного союза, если оно является средством связи однородных членов или простых предложений в сложном.

IV. Тренировочные упражнения.

1. В упр. 361 учитель просит читать предложения, соблюдая интонацию вводности: паузы, понижение силы голоса, темп (более быстрое произношение вводных слов).

2. В упр. 362 учащиеся сравнивают употребление слов казалось — казались и делают вывод о том, какое из них вводное.

Рекомендации учителю: объясните ученикам, как различать вводные слова, грамматически не связанные с предложением, и те же слова, выступающие в роли членов предложения.

3. В упр. 363 учащиеся обращают внимание на употребление слова однако в качестве вводного, если оно стоит в середине или в конце предложения, в качестве союза, если оно связывает однородные члены или простые предложения в сложном.

4. Знакомство учащихся с группами вводных слов и вводных сочетаний слов по значению (упр. 364). Учащиеся читают материал о разных группах вводных слов, составляют предложения.

На доску проецируется таблица.

Группа вводных слов по значению

1. Различная степень уверенности:

а) большая степень уверенности: разумеется, действительно, конечно, безусловно, бесспорно и др.;

Конечно, поездка понравилась всем.

б) меньшая степень уверенности: возможно, вероятно, кажется, пожалуй, очевидно, может быть и др.

Кажется, вы приходили только вчера?

2. Различные чувства: к счастью, на радость, удивительное дело, к досаде, как нарочно, к сожалению и др.

Как нарочно, дождь шёл вторые сутки.

3. Порядок мыслей и их связь: во-первых, вместе с тем, как было сказано, между прочим, одним словом, следовательно, итак, наоборот и др.

Вы взяли частный случай и возвели в общее правило, стало быть, клеветали.

(Ф. Достоевский)

4. Источник сообщения (кому принадлежит оно): как известно, по сообщению (кого- либо), по мнению, по-вашему, по сведениям, по слухам и др.

По сообщению синоптиков, погода должна улучшиться.

5. Замечание о способах оформления мыслей: одним словом, иными словами, как говорят, прямо скажем, так сказать и др.

Как говорится, дело мастера боится.

5. Упр. 365 восьмиклассники выполняют устно, подбирают вводные слова из рамки на с. 206 к ответам на вопросы и читают с интонацией вводности составленные предложения: паузы, понижение силы голоса, более быстрое произношение вводных слов, убеждаются, что интонация вводности помогает услышать вводное слово, а значит, понять тот смысл, который вложен в предложение.

6. Творческая работа по упр. 368.

7. Объяснительный диктант.

ПОДМОСКОВНЫЙ ЛЕС

Наверное, нет ничего в мире красивее подмосковного июньского леса. Бредёшь по тропе, словно из сказки в сказку. Вот заворожённым хороводом стоят белые берёзы. Сними с них чары — они закружатся на мураве, как девушки...

Глядишь, а на поляну выбежала ёлка, и кругом разноцветными огоньками ромашки, колокольчики. Кажется, будто какой-то великан нёс огромный букет да вот и обронил самые диковинные цветы.

Подмосковный лес — чудесная сказка. Её, безусловно, надо читать медленно и в уединении.

(В. Степанов)

Тестовые задания

1. Найдите предложения, в которых есть вводные слова (знаки препинания не расставлены).

а) Навстречу нам шла шхуна должно быть в Тамань.

б) Что может быть более радостного чем делиться прекрасным!

в) Старуха очевидно рассказывала о горящем сердце Данко.

г) Желание служить людям непременно должно быть потребностью души.

Ответ: а, в.

2. Вводное слово наконец выражает:

а) порядок мыслей

б) источник сообщения

в) степень уверенности

г) способ оформления мыслей

Ответ: а.

3. Какое предложение не содержит вводного слова (знаки препинания не расставлены)?

а) Солнце чувствуется уже садится за вершины далёких строений.

б) По синему небу и обилию света чувствуется приближение весны.

в) Книга может быть наиболее сложное и великое чудо.

г) Товарищ почему-то не спал и по-видимому разыскивал меня.

Ответ: б.

V. Домашнее задание: а) учить правила на с. 204—205 (§ 59); б) в § 60 учить группы вводных слов и вводных сочетаний слов по значению; в) выполнить упр. 369 (письменно), упр. 370 (устно).






Библиотека образовательных материалов для студентов, учителей, учеников и их родителей.

Все материалы доступны по лицензии Creative Commons — «Attribution-NonCommercial»

Наш сайт не претендует на авторство размещенных материалов. Мы только конвертируем в удобный формат материалы из сети Интернет, которые находятся в открытом доступе и присланные нашими посетителями.

Если вы являетесь обладателем авторского права на любой размещенный у нас материал и намерены удалить его или получить ссылки на место коммерческого размещения материалов, обратитесь для согласования к администратору сайта.

Разрешается копировать материалы с обязательной гипертекстовой ссылкой на сайт, будьте благодарными мы затратили много усилий чтобы привести информацию в удобный вид.

© 2014-2019 Все права на дизайн сайта принадлежат С.Є.А.