Урок-зачёт по теме Обособление определения - Обособленные члены предложения - Простое осложнённое предложение - СИНТАКСИС. ПУНКТУАЦИЯ. КУЛЬТУРА РЕЧИ

Група в ViberГрупа в Facebook

Русский язык - Поурочные разработки 8 класс к учебнику Л. А. Тростенцовой

Урок-зачёт по теме Обособление определения - Обособленные члены предложения - Простое осложнённое предложение - СИНТАКСИС. ПУНКТУАЦИЯ. КУЛЬТУРА РЕЧИ

СИНТАКСИС. ПУНКТУАЦИЯ. КУЛЬТУРА РЕЧИ

Простое осложнённое предложение

Обособленные члены предложения

Урок 61. Урок-зачёт по теме «Обособление определения»

Учитель объявляет тему урока и знакомит учащихся с его целями: проверить знание теоретического материала по теме; сформировать умения расставлять знаки препинания в предложениях с обособленными определениями; развить умение использовать обособленные определения в связной речи.

Исходя из целей урока, намечаются 3 этапа работы.

1-й этап. Проверяется знание теоретического материала, проводится фронтальный опрос.

— С какими правилами по теме “Обособление определения” мы познакомились на предыдущих уроках? Назовите их, дайте определение.

К доске вызываются три ученика. Двое расставляют недостающие знаки в записанных на доске текстах.

1) Вокруг всего пруда шёл старинный сад. Среди лип тянувшихся аллеями мелькали старые сосны с бледно-жёлтыми стволами и великолепные ясени высоко поднимавшие там и сям свои одинокие верхушки. Густая зелень разросшихся сиреней и акаций подступала вплоть до самых домиков. Извилистые дорожки выложенные кирпичом бежали от них в глубину сада.

(И. Тургенев)

2) По пыльной дороге ведущей к садам тянулись скрипучие арбы наложенные чёрным виноградом. На пыльной дороге измятые колёсами валялись кисти. Мальчишки и девочки в испачканных виноградным соком рубашонках с кистями в руках и во рту бегали за матерями. Обвязанные до глаз платками мамуки вели быков запряжённых в высоко наложённые виноградом арбы. В воздухе над садами стоял смрад.

(Л. Толстой)

Третий должен составить связный рассказ в научном стиле речи об обособленных определениях. Одновременно класс получает задание его оценить. За полный, аргументированный анализ одному из отвечающих выставляется оценка.

Затем к доске вызывается ученик, который должен не только проверить правильность выполнения заданий, но и дать теоретическое обоснование постановки знаков препинания в предложениях. Кроме этого, он указывает на случаи обособления определений, которые не представлены в данных примерах, и рассказывает о них.

Вызванный к доске ученик проверяет правильность постановки знаков препинания, затем делает синтаксический разбор предложения с обособленным определением (по выбору учащихся).

Учитель оценивает усвоение теоретического материала.

2-й этап. Он предназначен для проверки применения теоретических знаний на практике. Ученикам выдаются листы с предложениями, в которых допущены ошибки в постановке знаков препинания. Даётся следующее задание: выписать на листочках номера тех предложений, в которых знаки поставлены: I вариант — правильно; II вариант — неправильно.

Из десяти данных предложений на каждый вариант приходится по пять верных, соответственно за пять правильно отмеченных ответов ставится оценка 5, за четыре — 4 и т. д.

1) Отставшие, льдины стукались о борт парохода.

2) Разморённые жарой, люди двигаются медленно, вяло.

3) Машина долго кружила по улицам похожим на сады.

4) Мартовская ночь, облачная и туманная, окутала землю.

5) Полный раздумья шёл я однажды по большой дороге.

6) Я, ваш старинный сват и кум, пришёл мириться к вам.

7) Оглушённый тяжким гулом Тёркин никнет головой.

8) Изумлённый, он не сразу нашёл подходящий ответ.

9) На лестнице показался парень заспанный и опухший в красной рубашке выпущенной из-под жилета.

10) Мать, помолодевшая, похорошевшая, хлопотала на террасе.

После выполнения этого задания учащиеся получают следующее: списать данный в карточке текст (он напечатан в количестве, соответствующем числу учащихся в классе), расставив и графически объяснив недостающие знаки препинания и буквы. Задание даётся по вариантам.

I вариант

В первые дни пр..бывания Петьки на даче б..гатство и сила новых вп..чатлений лившихся на него (с)верху и (с)низу смяли его маленькую и ро..кую душ..нку. В противоположность д..карям м..нувших веков терявш..мся при переходе из пустыней в город этот совреме(н, нн)ый д..карь выхваче(н, нн)ый из каме(н, нн)ых объятий городских громад чувствовал себя слабым и бе(з, с)помощным перед лицом природы. Всё здесь было для него живым чувствующ..м и имеющ..м волю. Он боялся леса покойно шумевш..го над его головой тёмного задумчивого и такого страшного в своей бесконечности.

(Л. Андреев)

II вариант

Осе(н, нн)ей ночью светлой и тихой я возвращался с охоты по песча(н, нн)ым просёлкам и заш..л заноч..вать на хутор одиноко стоявший позади скоше(н, нн)ого ржа(н, нн)ого поля. Здесь постоя(н, нн)о жил только старый сторож, а хозяин бывал лишь изредк(а, о).

Хутор имел пусты(н, нн)ый вид, а само жильё — всего-навсего бревенчатый флигель да изба(сторожка). Ни души вокруг. Даже собака (не)залаяла, когда я постучал в окошко. Стучал долго, однако н..кто не выходил. Потом на пороге появился мужич..к (не)высокий в рва(н, нн)ом овчи(н, нн)ом полушубке в старой холсти(н, нн)ой рубахе. Он долго не понимал, что мне надо. Потом пр..гласил меня в дом.

Из прихожей я прош..л в просторную спальню. Здесь были только дощатые полы давным(давно) (не)окрашенные стены да деревя(н, нн)ая кр..вать.

Удивительно яркий месяц светил в окна и оз..рял кровать казавшуюся от этого золоче(н, нн)ой. Всё было прекрасным в этом необыкнове(н, нн)ом лу(н, нн)ом сиянии.

(И. Бунин)

3-й этап. На этом этапе работы проверяется умение учащихся пользоваться обособленными определениями в речи.

• Укажите ошибки, исправьте предложения.

I вариант

1) Деревья, которые растут в аллее и украшающие парк, были совсем молодые.

2) Проявленная инициатива ребятами помогла отстающим.

3) Собрание, состоявшееся на прошлой неделе, приняло важное решение.

4) Рабочие осматривают станок, который они быстро отремонтировали и приготовленный к отправке.

II вариант

1) Узкая дорога была покрыта проваливающимся снегом под ногами.

2) Туристы делились полученными впечатлениями о Кавказе во время похода.

3) Товарищ, который указал на этот пример и оказавшийся знатоком темы, привёл убедительные доводы.

4) Старому миру противостанут новые люди, попытающиеся порвать с прошлым.

Домашнее задание: упр. 300.






Библиотека образовательных материалов для студентов, учителей, учеников и их родителей.

Все материалы доступны по лицензии Creative Commons — «Attribution-NonCommercial»

Наш сайт не претендует на авторство размещенных материалов. Мы только конвертируем в удобный формат материалы из сети Интернет, которые находятся в открытом доступе и присланные нашими посетителями.

Если вы являетесь обладателем авторского права на любой размещенный у нас материал и намерены удалить его или получить ссылки на место коммерческого размещения материалов, обратитесь для согласования к администратору сайта.

Разрешается копировать материалы с обязательной гипертекстовой ссылкой на сайт, будьте благодарными мы затратили много усилий чтобы привести информацию в удобный вид.

© 2014-2019 Все права на дизайн сайта принадлежат С.Є.А.