Обобщающие слова при однородных членах предложения и знаки препинания при них - Однородные члены предложения - Простое осложнённое предложение - СИНТАКСИС. ПУНКТУАЦИЯ. КУЛЬТУРА РЕЧИ

Група в ViberГрупа в Facebook

Русский язык - Поурочные разработки 8 класс к учебнику Л. А. Тростенцовой

Обобщающие слова при однородных членах предложения и знаки препинания при них - Однородные члены предложения - Простое осложнённое предложение - СИНТАКСИС. ПУНКТУАЦИЯ. КУЛЬТУРА РЕЧИ

СИНТАКСИС. ПУНКТУАЦИЯ. КУЛЬТУРА РЕЧИ

Простое осложнённое предложение

Однородные члены предложения

Уроки 52, 53. Обобщающие слова при однородных членах предложения и знаки препинания при них (§ 44)

Урок 52. Обобщающие слова при однородных членах предложения и знаки препинания при них (§ 44)

Цели урока: 1) познакомить учащихся с правилом постановки знаков препинания (двоеточия и тире) при однородных членах с обобщающим словом в разных позициях, научить находить обобщающее слово и определять его позицию (после однородных членов или перед ними), 2) правильно расставлять знаки препинания, интонационно верно произносить предложения с обобщающими словами при однородных членах, знать способы выражения обобщающего слова (имя существительное, словосочетание, местоимение, наречие), 3) использовать обобщающие слова, выраженные местоимениями и наречиями, в речи, разграничивать разные позиции обобщающего слова по отношению к однородным членам.

I. Проверка домашнего задания.

Первая группа ребят читает сравнительную характеристику двух одноклассников (упр. 264), а вторая читает памятку для спорщиков.

II. Лингвистическая разминка.

1. Словарный диктант.

Акация, видеокамера, сканер, терраса, кутюрье, просвещение, единомышленник, предшественники, современники, искусство, перрон, рекомендация, поликлиника, витрина, комбинация, представление.

• Отметьте слова, пришедшие из других языков.

2. Проверочная диагностирующая работа.

— Запишите текст под диктовку. По ходу записи выделяйте грамматические основы, подчеркните однородные члены. Отметьте написания, не соответствующие произношению в корне слова (3—4 примера).

По-настоящему земля открылась мне на войне. Сколько перекопал, перелопатил я её за войну! Я рыл окопы, и траншеи, и землянки, и ходы сообщения, и могилы. Я не только рыл землю, но и жил в ней.

Это была моя родная земля, и она хранила и берегла меня с материнской верностью. Она была мне убежищем и постелью, столом и родным домом.

(И. Иванов)

III. Объяснение нового материала.

1. Учащиеся наблюдают материал на с. 146—147 (§ 44), делают вывод, в каком предложении есть обобщающее слово, читают теоретический материал на с. 146—147.

2. Знакомятся с таблицей “Знаки препинания при однородных членах предложения с обобщающим словом”.

Знаки препинания при однородных членах предложения с обобщающим словом

Место обобщающего слова

Пример

Схема

Впереди однородных членов предложения

[O: O, O, O].

После однородных членов предложения

[O, O, O - O].

Перед однородными членами предложения, но после них предложение продолжается

Грибы: подосиновики, маслята, сыроежки — лежали в корзине.

[O: O, O, O - ...].

IV. Закрепление материала.

1. В упр. 266 учащиеся распределяют предложения на две группы:

а) с обобщающим словом после однородных членов;

б) с обобщающим словом перед однородными членами.

2. Упр. 267 выполняют устно. Читают выразительно записанные в предыдущем упражнении предложения:

а) с интонацией предупреждения (с отчётливой паузой после обобщающего слова);

б) с интонацией пояснения после однородных членов перед обобщающим словом.

3. Самостоятельная работа по упр. 268.

4. Объяснительный диктант.

МУЗЕЙ ЖИВОЙ ПРИРОДЫ

Летом и осенью в лесах Беловежской Пущи вызревает бесчисленное количество ягод: черники, земляники, брусники, клюквы. Тьма грибов: боровиков, рыжиков, подосиновиков, подберёзовиков, лисичек, опёнок — встречается на каждом шагу.

В Беловежской Пуще живёт на свободе зубр — дикий первобытный лесной бык. Из крупных хищников встречаются рысь и волк; водятся разные птицы: глухарь, тетерев, рябчик, куропатка, дикая утка, чёрный аист, журавль, а также много других.

(По В. Вольскому)

Грамматическое задание.

Подчеркните обобщающие слова и однородные члены предложения как члены предложения. Отметьте знаком О обобщающие слова.

V. Домашнее задание: § 44, упр. 272.

Урок 53. Обобщающие слова при однородных членах предложения и знаки препинания при них (продолжение темы)

I. Проверка домашнего задания.

Первый ученик рассказывает о знаках препинания при однородных членах с обобщающим словом в разных позициях, приводит примеры. Второй читает предложения с обобщающим словом при однородных членах тремя группами: 1) с двоеточием, 2) с тире, 3) с двоеточием и тире (упр. 272), учащиеся слушают и рецензируют ответы.

II. Словарно-орфографическая работа (повторение орфограмм о слитно-раздельном и дефисном написании).

— Распределите отрицательные и неопределённые местоимения и наречия по типам орфограмм (в три столбика). Работу можно проводить по перфокарте.

Образец: слитно раздельно через дефис

      никто     ни с кем    кто-то

Никто, некем, ни с кем, кое-где, ни перед кем, ничто, некому, ни перед чем, кто-то, кое-кому, чему-нибудь, некто, ниоткуда, по-моему, повсюду, не с кем, ни от кого, отовсюду, отсюда.

— Какие из этих слов могут быть обобщающими для однородных членов?

Подчеркните их, придумайте с ними предложения, используя следующие схемы:

1. [О: О, О, О].

2. [и О, и О, и О — О].

3. [О: О, О, О — ...].

III. Закрепление темы.

1. В упр. 270 восьмиклассники подбирают к однородным членам обобщающие слова из рамки на с. 149. Часть предложений записывают с обобщающим словом перед однородными членами, а часть — с обобщающим словом после них.

2. Творческая работа по упр. 271. Учащиеся заменяют обобщающие слова, которые вставили в 1—5-е предложения упр. 270 другими обобщающими словами: все, всё, отовсюду, куда угодно, так, чтобы предложения стали утвердительными.

3. По упр. 274 пишут диктант, выделяют однородные сказуемые и над обобщающими словами ставят знак О, подчёркивают предложение, в котором выражена основная мысль описания.

Тестовые задания

1. Укажите слово, которое не может быть в роли обобщающего:

а) растения

б) вредители

в) одуванчик

г) животные

Ответ: в.

2. Найдите предложение с обобщающим словом при однородных членах (знаки препинания не расставлены).

а) Ни горы ни ущелья ни быстрые реки не помешали прокладке газопровода.

б) Запах черёмухи чувствовался всеми в саду в доме на улице.

в) Всё и лес и поле и цветущий луг залито солнцем.

г) Бычков Сергеев Корнеенко победители соревнования.

Ответ: в.

3. Найдите ошибки в постановке знаков препинания:

а) В корзине была дичь: два тетерева и утка.

б) Мастеровые, старики с палками, бабы — всё слилось в одну массу.

в) Небо становилось разноцветным: белёсым, розовым, красным.

г) Всё это — звуки и запахи, тучи и люди было странно красиво и грустно.

Ответ: г.

IV. Домашнее задание: упр. 269, 273.






Библиотека образовательных материалов для студентов, учителей, учеников и их родителей.

Все материалы доступны по лицензии Creative Commons — «Attribution-NonCommercial»

Наш сайт не претендует на авторство размещенных материалов. Мы только конвертируем в удобный формат материалы из сети Интернет, которые находятся в открытом доступе и присланные нашими посетителями.

Если вы являетесь обладателем авторского права на любой размещенный у нас материал и намерены удалить его или получить ссылки на место коммерческого размещения материалов, обратитесь для согласования к администратору сайта.

Разрешается копировать материалы с обязательной гипертекстовой ссылкой на сайт, будьте благодарными мы затратили много усилий чтобы привести информацию в удобный вид.

© 2014-2019 Все права на дизайн сайта принадлежат С.Є.А.