Безличные предложения - Односоставные предложения - СИНТАКСИС. ПУНКТУАЦИЯ. КУЛЬТУРА РЕЧИ

Група в ViberГрупа в Facebook

Русский язык - Поурочные разработки 8 класс к учебнику Л. А. Тростенцовой

Безличные предложения - Односоставные предложения - СИНТАКСИС. ПУНКТУАЦИЯ. КУЛЬТУРА РЕЧИ

СИНТАКСИС. ПУНКТУАЦИЯ. КУЛЬТУРА РЕЧИ

Односоставные предложения

Урок 38. Безличные предложения (§ 35)

Цели урока: научить восьмиклассников разграничивать безличные предложения, обозначающие состояние природы и состояние человека, находить главный член безличных предложений, определять способ его выражения, использовать безличные предложения в заданной речевой ситуации, пользоваться двусоставными и односоставными безличными предложениями как синтаксическими синонимами, различать разные способы выражения главного члена безличного предложения, находить безличные предложения, выступающие в роли побудительных, определять способ выражения их главного члена, правильно интонировать данные предложения.

I. Проверка домашнего задания: учащиеся читают инструкции (упр. 198).

Словарно-орфографическая работа. Диктант с обоснованием: обозначьте части речи. Повторите правописание производных предлогов.

Читал в продолжение вечера; написал в течение месяца; не приехали вследствие болезни; несмотря на дождь, пришли; в течении реки; впоследствии сделал; в следствии по делу; шёл, не смотря по сторонам.

II. Объяснение нового материала.

1. Учащиеся наблюдают материал на с. 110—111 и отвечают на вопросы:

— Можно ли употребить в этих предложениях подлежащее? Двусоставные они или односоставные?

— Почему эти предложения называют безличными?

2. Далее учащиеся читают теоретический материал на с. 110—111.

• Дополнительный материал.

а) О роли суффикса -ся. Он часто превращает личный глагол в безличный (хочет — хочется, слышит — слышится, видит — видится).

б) На месте вспомогательных безличных глаголов могут быть наречные слова: надо, пора + н. ф., нельзя, можно и др.

в) Безличными предложениями можно выразить отрицание (не было, нет, нельзя), возможность или невозможность сделать что-либо (надо сберечь, невозможно выполнить), приказ (не разговаривать).

III. Закрепление материала.

1. Из упр. 199 учащиеся выписывают сначала безличные предложения, которые обозначают состояние природы, затем безличные предложения, обозначающие состояние человека, подчёркивают главный член и определяют, чем он выражен.

2. В упр. 201 учащиеся к каждому двусоставному предложению подбирают и записывают односоставные безличные предложения.

3. В упр. 203 заменяют двусоставные предложения безличными.

4. Предупредительный диктант.

Уж рассвело. Было душно. Пахло ароматным сухим сеном. Негреба пополз к кустам и нашёл товарища, раненного осколками мины. Метрах в трёхстах виднелась балка. В ней можно было бы отлично держаться. Но Негребе нельзя было оставить тяжело раненного товарища. Он посмотрел прямо на ложбину, откуда должны были появиться враги. И уже хотелось, чтобы это было скорее. Ему казалось, что нервов у него не хватит и он один поползёт к балке. Из ложбинки затрещали выстрелы и выскочило больше десятка врагов. Пришлось залечь. Во рту пересохло, но воды не было ни капли. С патронами было плохо. Патроны надо было беречь. Предстояло отбиваться только гранатами.

(По Л. Соболеву)

Грамматическое задание.

Подчеркните главный член и определите, чем он выражен.

Тестовые задания

1. Укажите безличные предложения.

а) Бездонную бочку водой не наполнишь.

б) Скоро светать будет.

в) Приготовьтесь к диктанту.

г) Зажгло грозою дерево.

Ответ: б, г.

2. В каком предложении сказуемое выражает состояние природы?

а) Мне было скучно одному.

б) В приметах заключено много точного знания и поэзии.

в) Темнело быстро, по-осеннему.

г) Никого вокруг не было.

Ответ: в.

3. Найдите предложение, соответствующее схеме:

[безличное], и [безличное].

а) Конец мая, и в поле ещё прохладно.

б) Уже смеркалось, и нужно было торопиться.

в) Хорошая Родина есть у ребят, и лучше той Родины нет.

г) Луна зашла, и огня не стало видно.

Ответ: б.

4. Чем выражено сказуемое в безличном предложении?

Под ногами у меня поскрипывало.

а) безличным глаголом

б) безличной формой личного глагола

в) безличной формой глагола в отрицательном предложении

г) неопределённой формой глагола

Ответ: б.

IV. Домашнее задание: § 35, упр. 200, 204.






Библиотека образовательных материалов для студентов, учителей, учеников и их родителей.

Все материалы доступны по лицензии Creative Commons — «Attribution-NonCommercial»

Наш сайт не претендует на авторство размещенных материалов. Мы только конвертируем в удобный формат материалы из сети Интернет, которые находятся в открытом доступе и присланные нашими посетителями.

Если вы являетесь обладателем авторского права на любой размещенный у нас материал и намерены удалить его или получить ссылки на место коммерческого размещения материалов, обратитесь для согласования к администратору сайта.

Разрешается копировать материалы с обязательной гипертекстовой ссылкой на сайт, будьте благодарными мы затратили много усилий чтобы привести информацию в удобный вид.

© 2014-2019 Все права на дизайн сайта принадлежат С.Є.А.