Приложение. Знаки препинания при нём - Второстепенные члены предложения - Двусоставные предложения - СИНТАКСИС. ПУНКТУАЦИЯ. КУЛЬТУРА РЕЧИ

Група в ViberГрупа в Facebook

Русский язык - Поурочные разработки 8 класс к учебнику Л. А. Тростенцовой

Приложение. Знаки препинания при нём - Второстепенные члены предложения - Двусоставные предложения - СИНТАКСИС. ПУНКТУАЦИЯ. КУЛЬТУРА РЕЧИ

СИНТАКСИС. ПУНКТУАЦИЯ. КУЛЬТУРА РЕЧИ

Двусоставные предложения

Второстепенные члены предложения

Урок 27. Приложение. Знаки препинания при нём (§ 26)

Цели урока: познакомить со способами выражения приложения, правилами постановки дефиса при приложении, согласования имён собственных, выступающих в роли приложения, с определяемым словом, научить находить в предложении приложение и определяемое слово и различать их, использовать приложения в речи.

I. В начале урока проводим диктант по упр. 136 на с. 83—84.

II. Объяснение нового материала.

На доске проецируется отрывок из стихотворения П. А. Вяземского.

Здравствуй, русская молодка,

раскрасавица-душа,

белоснежная лебёдка,

здравствуй, матушка-зима!..

Нам не страшен снег суровый,

с снегом — батюшка-мороз...

Задания к тексту:

— Найдите определения, выраженные именем существительным, согласованным с определяемым словом в падеже.

— Объясните условия постановки дефиса при приложении.

Вывод делают восьмиклассники: если одиночное приложение и определяемое существительное являются именами нарицательными, то между ними ставится дефис.

Учащиеся читают теоретические сведения на с. 85—86 (§ 26).

III. Тренировочные упражнения.

1. В упр. 140 учащиеся в выделенных словосочетаниях указывают, какое слово является определяемым, а какое — приложением.

2. В упр. 141 к выделенным существительным подбирают приложения с теми значениями, которые даны в скобках.

Условия постановки дефиса при приложении поможет уяснить схема:

Нариц. сущ. + собств. сущ. нет дефиса

3. Самостоятельная работа.

Учитель проецирует отрывок из стихотворения Ф. Н. Глинки, учащиеся списывают, расставляя пропущенные знаки препинания, вставляя орфограммы-буквы, подчёркивают приложения.

Кто силач возьмёт в охапку

Холм Кремля богатыря?

Кто соб..ёт зл..тую шапку

У Ивана звонаря?

Кто Царь колокол подым..т?

Кто Царь пушку повернёт?

Шляпы кто гордец (не)сним..т

У св..тых Кремля ворот?

Тестовые задания

1. Найдите ошибку в оформлении приложения:

а) Стала рожь-матушка в колос метаться.

б) Няня рассказала сказку про братца-Иванушку и сестрицу-Алёнушку.

в) В издательстве “Просвещение” появилось много новинок.

г) Вьётся улица-змея.

Ответ: б.

2. Уточните и отметьте, что приложения не могут обозначать.

а) имя (название)

б) образ действия

в) звание

г) прозвище

Ответ: б.

3. Укажите предложение, в котором нет приложения (знаки препинания не расставлены).

а) Мы мальчишки собирались иногда группами и шли в лес.

б) Страстный охотник глубоко чувствовал природу.

в) Мы были в музее А. С. Пушкина великого русского писателя.

г) Мне понравилась повесть Н. В. Гоголя “Вий”.

Ответ: б.

IV. Домашнее задание: § 26, упр. 142.






Библиотека образовательных материалов для студентов, учителей, учеников и их родителей.

Все материалы доступны по лицензии Creative Commons — «Attribution-NonCommercial»

Наш сайт не претендует на авторство размещенных материалов. Мы только конвертируем в удобный формат материалы из сети Интернет, которые находятся в открытом доступе и присланные нашими посетителями.

Если вы являетесь обладателем авторского права на любой размещенный у нас материал и намерены удалить его или получить ссылки на место коммерческого размещения материалов, обратитесь для согласования к администратору сайта.

Разрешается копировать материалы с обязательной гипертекстовой ссылкой на сайт, будьте благодарными мы затратили много усилий чтобы привести информацию в удобный вид.

© 2014-2019 Все права на дизайн сайта принадлежат С.Є.А.