Составное глагольное сказуемое - Главные члены предложения - Двусоставные предложения - СИНТАКСИС. ПУНКТУАЦИЯ. КУЛЬТУРА РЕЧИ

Група в ViberГрупа в Facebook

Русский язык - Поурочные разработки 8 класс к учебнику Л. А. Тростенцовой

Составное глагольное сказуемое - Главные члены предложения - Двусоставные предложения - СИНТАКСИС. ПУНКТУАЦИЯ. КУЛЬТУРА РЕЧИ

СИНТАКСИС. ПУНКТУАЦИЯ. КУЛЬТУРА РЕЧИ

Двусоставные предложения

Главные члены предложения

Урок 21. Составное глагольное сказуемое (§ 20)

Цели урока: 1) познакомить с основными элементами составного глагольного сказуемого (вспомогательный глагол и примыкающая к нему неопределённая форма), способами выражения вспомогательного глагола, уметь находить составное глагольное сказуемое, 2) определять значение вспомогательного глагола, способы его выражения, правильно использовать составные глагольные сказуемые в речи.

I. Повторение правописания н и нн; не в прилагательных и причастиях.

Повторение организуется на основе словарного диктанта с конструированием и ведётся под руководством учителя.

Проверка знаний и умений, восстановление пробелов осуществляются сразу же в ходе практической работы.

Диктует учитель:

Выполняют ученики:

1) Опасная дорога

Неопасная дорога,


не опасная, а приятная дорога,


дорога неопасна;

2) Законченная рукопись

незаконченная рукопись,

рукопись, не законченная автором,


рукопись не закончена.

Длинная юбка, сожжённое письмо, обобщённый опыт, вспаханное поле.

— Какова синтаксическая роль прилагательных и причастий в этих примерах?

• Индивидуальные задания учащимся.

— Согласовать сказуемое с подлежащим, записать:

1) Молодость и природа ускорил.. моё выздоровление. (А. Пушкин)

2) Толпа напоминал.. тёмный вал океана. (М. Горький)

3) В сакле собрал..сь множество народу. (М. Лермонтов)

4) Целый ряд обстоятельств помешал.. осуществлению проекта.

5) Несколько лодок валял..сь на берегу. (В. Арсеньев)

6) Большая часть ребят уехал.. на экскурсию, дома остал..сь незначительное меньшинство.

II. Работа над новым материалом.

1. Учащиеся отвечают на вопросы (с. 61—62).

— Сколько частей в составном глагольном сказуемом?

— В какой части составного глагольного сказуемого выражается его грамматическое значение (наклонение, время)?

— В какой части заключается основное лексическое значение сказуемого?

Восьмиклассники приходят к выводу, что составное глагольное сказуемое образуется из двух элементов, каждый из которых сам по себе выразить полностью значения сказуемого не может.

Основное лексическое значение составного глагольного сказуемого заключено в неопределённой форме глагола, а грамматическое значение (наклонение, время) выражено вспомогательным глаголом. Кроме грамматических значений наклонения и времени, вспомогательные глаголы выражают значения начала, конца, продолжительности действия, его желательности, необходимости, возможности, стремления его совершить и т. п.

2. Далее учащиеся читают теоретические сведения на с. 62.

III. Тренировочные упражнения.

1. Учащиеся выполняют упр. 103, указывают простые и составные глагольные сказуемые, уточняют значения вспомогательных глаголов в составных глагольных сказуемых.

2. В упр. 104 заменяют составное глагольное сказуемое со вспомогательным глаголом составным глагольным сказуемым с кратким прилагательным. Отвечают на вопрос, как изменится смысл предложения.

IV. Контроль за пониманием темы.

Тестовые задания

1. Отметьте предложение с составным глагольным сказуемым.

а) Без тебя я не добрался бы до города и замёрз бы на дороге.

б) Я стал слабеть здоровьем.

в) Мой брат — студент.

г) Княжна слыла любительницей музыки.

д) В коридоре было три двери.

2. Укажите предложение с составным глагольным сказуемым.

а) Дом будут строить каменщики.

б) Сирень начинает отцветать в начале лета.

в) Он казался всесторонне образованным человеком.

г) В путешествии мы узнали много интересного.

д) Мы предложили ему поиграть с нами.

3. Найдите предложение, в котором подлежащее выражено словосочетанием.

а) Маленькая гостиная была неуютной.

б) Наше завтра будет прекрасно.

в) Мы с Аликом принялись за работу.

г) Прямо к станции бежит тройка удалая.

д) Иван Степанович засмеялся в голос, не стесняясь.

Ответы: 1б, 2б, 3в.

• Задание творческого характера.

— Составьте текст, употребляя данные словосочетания в качестве сказуемых.

Рад был встретиться, обязан беречь, стал разучивать, сумел преодолеть, готов был возвратиться, постараюсь сдать, вздумал покататься.

V. Итог урока.

VI. Домашнее задание: учить теоретические сведения на с. 61—62; выполнить письменно упр. 105, 106.






Библиотека образовательных материалов для студентов, учителей, учеников и их родителей.

Все материалы доступны по лицензии Creative Commons — «Attribution-NonCommercial»

Наш сайт не претендует на авторство размещенных материалов. Мы только конвертируем в удобный формат материалы из сети Интернет, которые находятся в открытом доступе и присланные нашими посетителями.

Если вы являетесь обладателем авторского права на любой размещенный у нас материал и намерены удалить его или получить ссылки на место коммерческого размещения материалов, обратитесь для согласования к администратору сайта.

Разрешается копировать материалы с обязательной гипертекстовой ссылкой на сайт, будьте благодарными мы затратили много усилий чтобы привести информацию в удобный вид.

© 2014-2019 Все права на дизайн сайта принадлежат С.Є.А.