Подлежащее. Сказуемое - Главные члены предложения - Двусоставные предложения - СИНТАКСИС. ПУНКТУАЦИЯ. КУЛЬТУРА РЕЧИ

Група в ViberГрупа в Facebook

Русский язык - Поурочные разработки 8 класс к учебнику Л. А. Тростенцовой

Подлежащее. Сказуемое - Главные члены предложения - Двусоставные предложения - СИНТАКСИС. ПУНКТУАЦИЯ. КУЛЬТУРА РЕЧИ

СИНТАКСИС. ПУНКТУАЦИЯ. КУЛЬТУРА РЕЧИ

Двусоставные предложения

Главные члены предложения

Урок 18. Подлежащее (§ 17). Сказуемое (§ 18)

Цели урока: познакомить учащихся со способами выражения подлежащего и сказуемого, научить их находить подлежащее и сказуемое и определять способы их выражения.

I. Повторение пройденного на предыдущих уроках. Что называется согласованием, управлением и примыканием?

Задание для класса: запишите предложения, выпишите словосочетания, разные по строению, сделайте синтаксический разбор одного из них.

Многие русские слова сами по себе излучают поэзию, подобно тому, как драгоценные камни излучают таинственный блеск. (К. Паустовский)

II. Повторение сведений о главных членах предложения. Что называется подлежащим, сказуемым?

Объяснение нового материала проводится через наблюдения учащихся (с. 55 § 17). На доске проектируется текст.

СЫНОВЬЯ

Две женщины брали воду из колодца. Подошла к ним третья. А на камешке старичок отдохнуть присел.

Рассказывает одна женщина другой, что сын её сильный, ловкий. Никто с ним не сладит. А другая похваляется, что её сын поёт очень хорошо. Третья женщина ничего о сыне не рассказывала.

Набрали женщины полные вёдра и пошли домой. Вот бегут три мальчика. Один кувыркается, колесом ходит. Другой голосисто поёт. А третий подошел к матери, взял вёдра и понёс их. Спрашивают женщины старика: “Кто тебе из наших сыновей понравился?” Отвечает старик: “Где они? Я только одного сына видел”.

(По В. Осеевой)

Задание к тексту: подчеркнуть в каждом предложении подлежащие, обозначить, какой частью речи выражены.

Учащиеся делают вывод: подлежащее может обозначать самые различные предметы, явления действительности и абстрактные понятия. В роли подлежащего могут выступать все части речи. Подлежащее может быть выражено словосочетаниями. Чтение теоретических сведений о подлежащем на с. 55.

Тренировочные упражнения (§ 17).

1. В упр. 90 на с. 55 учащиеся находят подлежащие, определяют, какой частью речи они выражены.

2. Конструирование предложений со словами из рамки в роли подлежащего (упр. 92 на с. 56).

Особое внимание следует обратить на трудные случаи согласования сказуемых с подлежащими, выраженными словосочетаниями:

1) Если подлежащее выражено сочетанием собирательного существительного (большинство, меньшинство, множество, ряд, группа) с существительными в родительном падеже, то сказуемое ставится в форме единственного числа (в прошедшем времени оно согласуется в роде с первым из этих существительных): ряд заводов уже выполнил план заказов; группа спортсменов закончила тренировку.

Однако если собирательное существительное сочетается с несколькими существительными в родительном падеже множественного числа, то и сказуемое может быть поставлено в форме множественного числа: Большинство учёных, писателей, артистов горячо приветствовали мирную инициативу Российской Федерации.

2) Если подлежащее выражено словами много, немного, несколько или числительными в сочетании с родительным падежом существительного, то сказуемое ставится в единственном числе (в прошедшем времени — в среднем роде): Несколько дней прошло в напряжённом ожидании.

Однако при существительном в родительном падеже, обозначающем лицо, глагол-сказуемое ставится во множественном числе: Несколько старушек в весёлых ситцевых платочках сидели на лавке.

Приводим текст для устного анализа.

Серия опытов учёных-биохимиков доказала, что большинство элементов присутствует в живых организмах. Множество элементов обнаружено и в клетках тела человека. Там найдены железо, марганец, йод, мышьяк. Количество этих элементов в организме ничтожно, но без них не могут обойтись ни растения, ни животные, ни человек. А сами животные и растения вызывают глубокие изменения земной коры и атмосферы. Например, масса растений на Земле вызвала появление кислорода в воздухе.

(По Б. Розену)

• Найдите подлежащие и определите, какой частью речи они выражены.

Работая с материалом § 18, учащиеся отвечают на вопросы, читают теоретические сведения на с. 48, выполняют упр. 95, подчёркивают сказуемые, указывают, какой частью речи они выражены.

III. Итоги урока.

IV. Домашнее задание дифференцированного характера: а) учить теоретический материал нас с. 55, 57 (§ 17, 18); б) выполнить упр. 91, 93 на с. 56.






Библиотека образовательных материалов для студентов, учителей, учеников и их родителей.

Все материалы доступны по лицензии Creative Commons — «Attribution-NonCommercial»

Наш сайт не претендует на авторство размещенных материалов. Мы только конвертируем в удобный формат материалы из сети Интернет, которые находятся в открытом доступе и присланные нашими посетителями.

Если вы являетесь обладателем авторского права на любой размещенный у нас материал и намерены удалить его или получить ссылки на место коммерческого размещения материалов, обратитесь для согласования к администратору сайта.

Разрешается копировать материалы с обязательной гипертекстовой ссылкой на сайт, будьте благодарными мы затратили много усилий чтобы привести информацию в удобный вид.

© 2014-2019 Все права на дизайн сайта принадлежат С.Є.А.