Словосочетание как единица синтаксиса. Виды словосочетаний - СИНТАКСИС. ПУНКТУАЦИЯ. КУЛЬТУРА РЕЧИ

Русский язык - Поурочные разработки 8 класс к учебнику Л. А. Тростенцовой

Словосочетание как единица синтаксиса. Виды словосочетаний - СИНТАКСИС. ПУНКТУАЦИЯ. КУЛЬТУРА РЕЧИ

СИНТАКСИС. ПУНКТУАЦИЯ. КУЛЬТУРА РЕЧИ

Урок 13. Словосочетание как единица синтаксиса (§ 9). Виды словосочетаний (§ 10)

Цели урока: 1) познакомить учащихся со словосочетанием и его функцией, видами словосочетаний по главному слову (глагольные, именные и наречные), 2) учить разграничивать свободные словосочетания и фразеологические обороты, разные виды словосочетаний по их значению, определять вид словосочетания по главному слову, составлять разные виды словосочетаний, использовать в речи синонимические по значению словосочетания.

I. Проверка домашнего задания.

Учащиеся читают тексты на тему “Чем живёт моя страна”, указывают языковые средства, которые обеспечивают связность текста, особенности соотношения начала и конца текста.

II. Вводная беседа о словосочетании. Учащиеся отвечают на вопросы:

— Что вы знаете о словосочетании?

— Из каких частей оно состоит?

— Как в нём устанавливается связь слов?

— Словами каких частей речи может быть выражено главное слово в словосочетании?

— Какие грамматические средства связи слов в словосочетании вам известны?

III. В ходе беседы составляется таблица, которая организует необходимый для усвоения материал.

Методика работы: вначале записываем 2—3 словосочетания в один из трёх столбиков и предлагаем учащимся вспомнить всё, начиная с 5 класса, что они знают о словосочетании; затем с привлечением класса заполняются два других столбика и вводятся понятия о строении и грамматическом значении.

В результате получается таблица:

Словосочетания

Строение

Грамматическое значение


Предмет и его признак


Признак признака

Дальнейшее заполнение таблицы проводится самостоятельно на основе фрагмента очерка из книги К. Г. Паустовского (с. 34—35), откуда нужно выбрать и записать по одному словосочетанию с главным словом, обозначающим действие, признак, предмет. Затем читается вслух теоретический материал на с. 35.

IV. Закрепление материала и проверка понимания темы.

1. Первая группа учащихся выполняет упр. 55 на с. 34—35, выписывая выделенные словосочетания и обозначая в них средства связи.

Вторая группа выполняет упр. 56 на с. 35, записывая в два столбика: а) слова, б) словосочетания, которые обозначают свет и цвет.

Учащиеся делают вывод, что разные виды словосочетаний играют определённую роль в раскрытии авторского замысла.

В зависимости от принадлежности главного слова к той или иной части речи выделяются глагольные, именные, наречные словосочетания.

2. Чтение теоретических сведений на с. 36 о видах словосочетаний.

3. Работа с упр. 59 на с. 37. Учащиеся выполняют его устно. Таблицу (упр. 60) заполняют примерами.

4. Выборочный диктант (упр. 63 на с. 38). Учащиеся выписывают сначала свободные словосочетания, а затем фразеологические обороты.

V. Итоги урока.

VI. Домашнее задание дифференцированного характера: а) пересказывать теоретический материал, с. 35—36; б) сделать упр. 57 (по развитию речи), с. 35; в) выполнить упр. 58, с. 36.