Основные единицы синтаксиса - СИНТАКСИС. ПУНКТУАЦИЯ. КУЛЬТУРА РЕЧИ

Група в ViberГрупа в Facebook

Русский язык - Поурочные разработки 8 класс к учебнику Л. А. Тростенцовой

Основные единицы синтаксиса - СИНТАКСИС. ПУНКТУАЦИЯ. КУЛЬТУРА РЕЧИ

СИНТАКСИС. ПУНКТУАЦИЯ. КУЛЬТУРА РЕЧИ

Урок 10. Основные единицы синтаксиса (§ 6)

Цели урока: 1) повторить с учащимися основные единицы синтаксиса (словосочетание, предложение, текст); познакомить с основными признаками синтаксических единиц и их функциями: номинативной — в словосочетании, коммуникативной — в предложении и тексте, 2) учить находить в тексте синтаксические единицы и определять их роль в раскрытии замысла художественного произведения, разграничивать синтаксические единицы по их функциям: номинативной и коммуникативной.

I. Учащиеся работают над ошибками, допущенными в диктанте.

Работу над орфографическими ошибками лучше вести по типам орфограмм. Пунктуационные ошибки объясняются с помощью схем, выделения грамматических основ.

II. Вводная беседа с учащимися.

— Что изучает морфология? синтаксис?

Морфология: слово как часть речи. Синтаксис: словосочетание и предложение.

На доске написано слово синтаксис (от греч. syntaxis — составление). Читается определение слова синтаксис на с. 25 § 6.

III. Материал для наблюдений на с. 25.

Учащиеся рассматривают таблицу, записывают в тетрадях названия синтаксических единиц: словосочетание, предложение, текст. Отвечают на вопрос:

— Чем отличаются единицы языка по своему назначению?

Вывод: текст и предложение являются коммуникативными единицами, словосочетание выполняет номинативную функцию.

Читается вслух теоретический материал на с. 25—26.

IV. Закрепление материала и проверка понимания темы.

1. Учащиеся выполняют упр. 38 (составляют два предложения, сравнивают полученные предложения с известными пушкинскими строками: “Я помню чудное мгновенье...”

2. Упр. 39 выполняют устно: читают выразительно стихотворение Н. М. Рубцова “Ночь на Родине”, отвечают на вопросы:

— Какие чувства и мысли вызвало у вас это стихотворение?

— Какие языковые средства использует поэт, чтобы передать ощущение тишины и покоя?

— Как вы будете читать стихотворение: громко или тихо? Почему?

3. Анализ текста, записанного на доске.

Окрасилась ярким румянцем осина.

Пылают рябины багряного дня.

— В чём сила твоя?

Отвечай мне, Россия!

— В том сила моя,

Что ты любишь меня.

(В. Боков)

• Выпишите грамматические основы предложений, а также словосочетания, из которых они состоят.

• Приведите примеры номинативных и коммуникативных языковых единиц.

Учащиеся читают выразительно стихотворение В. Бокова, выполняют задание, отвечают на вопросы:

— Приведите примеры многозначных слов, какое из значений реализуется в тексте?

— Какие языковые средства использует поэт?

V. Подведение итогов урока. Выясняем, как ученики поняли материал, просим сделать вывод об основных единицах синтаксиса.

VI. Домашнее задание: а) выучить теоретический материал на с. 25—26; б) выполнить упр. 40 на с. 27.






Библиотека образовательных материалов для студентов, учителей, учеников и их родителей.

Все материалы доступны по лицензии Creative Commons — «Attribution-NonCommercial»

Наш сайт не претендует на авторство размещенных материалов. Мы только конвертируем в удобный формат материалы из сети Интернет, которые находятся в открытом доступе и присланные нашими посетителями.

Если вы являетесь обладателем авторского права на любой размещенный у нас материал и намерены удалить его или получить ссылки на место коммерческого размещения материалов, обратитесь для согласования к администратору сайта.

Разрешается копировать материалы с обязательной гипертекстовой ссылкой на сайт, будьте благодарными мы затратили много усилий чтобы привести информацию в удобный вид.

© 2014-2019 Все права на дизайн сайта принадлежат С.Є.А.