Слитное, полуслитное и раздельное написание наречий и соотносимых с ними словоформ других частей речи - ОРФОГРАФИЯ И МОРФОЛОГИЯ (НА ОСНОВЕ ИЗУЧЕННОГО В 5-7 КЛАССАХ) - ЯЗЫК. ПРАВОПИСАНИЕ. КУЛЬТУРА РЕЧИ

Диктанты по русскому языку 8 класс к учебнику М. М. Разумовской

Слитное, полуслитное и раздельное написание наречий и соотносимых с ними словоформ других частей речи - ОРФОГРАФИЯ И МОРФОЛОГИЯ (НА ОСНОВЕ ИЗУЧЕННОГО В 5-7 КЛАССАХ) - ЯЗЫК. ПРАВОПИСАНИЕ. КУЛЬТУРА РЕЧИ

Словарный диктант

Во время каникул — вовремя одумался; посмотрел вдаль — в даль моря; уехал тотчас — тот час запомнился надолго; одеться по-осеннему — гулять по осеннему лесу; идти по прежнему пути — всё было по-прежнему; с начала страницы — сначала подумай; несказанно красиво — не сказано ни слова; в дали голубой — мелькнул вдали.

Выборочный диктант

I

• Выпишите из текстов загадок слова с НЕ в два столбика:

1) слитное написание НЕ со словом; 2) раздельное написание НЕ со словом. Обоснуйте выбор раздельного или слитного написания НЕ со словами.

1) Хоть скучай, хоть не скучай, не засыплешь её в чай. Хороша она для круп, без неё невкусен суп. (Соль) 2) Сами малы, а выстроили в несколько этажей хоромы. (Муравьи) 3) Пузатый, носатый на печке сопел. Потом вдруг нечаянно песню запел. (Чайник) 4) Поле не мерено, овцы не считаны, петух рогат. (Небо, звёзды, месяц) 5) Шапочка алая, жилеточка нетканая, кафтанчик рябенький. (Курица) 6) Этой птице ночами не спится. Смотрит она на луну, не мигая, и охает, грустно о чём- то вздыхая. (Сова) 7) На цветы она садится, не устав с утра трудиться. Людям воск и мёд дала беспокойная ... (пчела) 8) Превратятся скоро в когти неподстриженные ... (ногти) 9) Передаётся в народе вслух этот неподтверждённый слух. (Молва) 10) У отца был мальчик странный, необычный — деревянный. (Буратино) 11) Он не похож на обычный ужин, для этого случай особый нужен. Там честь и почёт юбиляру окажут и много торжественных слов ему скажут. (Банкет)

Творческий диктант

• Запишите словосочетания в столбик, выделите в наречиях орфограммы.

Посмотреть вдаль — ...;

прийти вовремя — ...;

одеться по-осеннему — ...;

сначала подумай — ....

• Во второй столбик к данным наречиям запишите созвучные с ними словоформы. Укажите, какие это будут части речи. Составьте с этими созвучными словами предложения, правописание слов объясните.

Контрольные диктанты

I

Тем временем быстро темнело. Земля целиком погрузилась во мрак, туман затянул низины. Хвойный лес невдалеке от дороги зачернел неровным зубчатым гребнем на светловатом закрайке неба, в котором одна за другой зажигались звёзды. Было тихо, не холодно, скорее свежо и очень привольно на опустевшей осенней земле. В воздухе тянуло ароматом свежей пашни, от дороги пахло асфальтом.

Серая лента дороги выгибалась на пригорке и пропадала в сумеречной дали. Горизонт вокруг тоже утонул в сумерках, вечерней дымкой покрылись поля, а лес вдали казался тусклой глухой полосой. Небо над дорогой совсем померкло, только закатный краешек его за нашими спинами ещё сочился далёким отсветом зашедшего солнца.

(По В. Быкову)

Задания:

1. Выделите орфограммы в словах, объясните их правописание: зажигались, затянул, осенней, горизонт (I вариант); зачернел, невдалеке, сочился, низины (II вариант).

2. Проведите фонетический разбор слов: совсем (I вариант); его (II вариант).

3. Выпишите наречие (I вариант) и прилагательное (II вариант) и проведите их морфемный и морфологический разбор.

4. Проведите синтаксический разбор предложения: “Серая лента дороги выгибалась на пригорке...” (I вариант); “Земля целиком погрузилась...” (II вариант).

II

Весна

День начинает заметно прибавляться ещё с половины декабря; а к девятому марта он займёт уже половину суток. Начало весны потому и считается с девятого марта. Солнце весною не только дольше остаётся на небе, но и греет с каждым днём сильнее. Снег начинает мало- помалу таять, и вода ручейками сбегает с земли в реки и озёра.

На полях появляются сначала проталины, но скоро земля, пропитанная водою, повсюду показывается из-под снега. Небо становится всё синее, а воздух теплее.

Деревья также пробуждаются от зимнего сна и наполняются соками. Почки листьев подготовлены деревом ещё с осени. Всю зиму они оставались в одном положении, теперь же начинают быстро наливаться, расти, скидывать коричневую шелуху и развёртываться в зелёные листья. На вербе появляются пушистые барашки. Потом появляются чуть заметные, липкие и душистые листья берёзы. Пройдёт ещё дней десять, и ярко-зелёная берёзка будет радовать нас своей красотой. Вишня, яблони, груши покроются белыми и бело-розовыми цветами.

Всё празднует весну, всё цветёт и благоухает.

(По К. Ушинскому)

Примечание: сказать, что счёт идёт по старому стилю.

Задания:

1. Выделите микротемы текста и составьте план, запишите его.

2. Начертите схему предложения: “Солнце весною не только дольше остаётся...”

3. Выпишите три слова с чередующейся гласной в корне, выделите корень и объясните графически правописание гласной.

III

Скромная природа тех мест, где я провёл первые годы сознательной жизни, не блистала пышною красотою. Это был обычный русский простор: поля, леса, деревни с соломенными и деревянными кровлями, поросшими бархатным мохом.

Но чудесным, полным бурной радостной жизни казался мне этот знакомый и родной мир. Чудесной казалась маленькая речка Гордота, берёзовые перелески. Босиком я бродил по лесным закрайкам, поросшим иван-да-марьей, с деревенскими ребятишками ловил в реке раков, а синие и стеклянно-прозрачные светлые стрекозы доверчиво садились на наши открытые беловолосые головы. Помню восторженные прогулки в лунные ночи...

Здесь родилась моя любовь к живой природе, к родной земле. Каждый заветный уголок в лесу, в густом зелёном кустарнике, в пахучей высокой траве полнился жизнью. Я помню тепло нагретой солнцем земли, аромат окружавших меня цветов. Краски, запахи, звуки наполняли моё детство...

Я радостно жил в окружавшем меня солнечном мире, был сам частицею этого солнечного мира.

(По И. Соколову-Микитову)

Задания:

1. Выпишите: а) из первого абзаца имя прилагательное, правописание суффикса в котором не определяется общим для слов этой части речи правилом (является исключением) (I вариант); б) из второго абзаца имя прилагательное, в котором правописание суффикса определяется правилом: “Два Н пишется в прилагательных, образованных с помощью суффикса Н от существительных с основой на Н” (II вариант). Проведите морфемный и морфологический разборы слов.

2. Выпишите из последнего предложения текста наречие, определите способ его образования.

3. Найдите простые предложения, осложнённые однородными членами. Начертите схему одного из этих предложений.

4. Определите части речи в предложении: “Я радостно жил в окружавшем меня солнечном мире...”