Уточняющие члены предложения - ПРЕДЛОЖЕНИЯ С ОБОСОБЛЕННЫМИ ЧЛЕНАМИ - СИНТАКСИС И ПУНКТУАЦИЯ

Диктанты по русскому языку 8 класс к учебнику М. М. Разумовской

Уточняющие члены предложения - ПРЕДЛОЖЕНИЯ С ОБОСОБЛЕННЫМИ ЧЛЕНАМИ - СИНТАКСИС И ПУНКТУАЦИЯ

Объяснительные диктанты

I

1) Просыпаюсь я рано, с первыми лучами солнца. (М. Пришвин) 2) С тех пор Пьера не тревожили, и он целый день проводил один наверху, в своей комнате. (Л. Толстой) 3) Далеко-далеко, в северной части Уральских гор, в непроходимой лесной глуши спряталась деревушка Тычки. (Д. Мамин-Сибиряк) 4) Довольно давно, ещё до войны, я начал работать над книгой о том, как пишутся книги. (К. Паустовский) 5) Однажды ворона застала в ларьке маленького растрёпанного воробья, по имени Пашка. (К. Паустовский) 6) П.П. Кончаловский был прекрасным садовником, великолепно знал и любил цветы, особенно сирень. (Л. Зельманова)

• Подчеркните уточняющие члены предложения, уточняемые слова возьмите в рамочку.

• Определите, какой частью речи является слово наверху из предложения 2. Докажите, что это слово имеет соотносимые с ним созвучные слова среди других частей речи. Составьте и запишите соответствующее предложение. Объясните правописание созвучной словоформы.

II

Лесная полянка. Вышел я, стал под берёзкой... Ёлки, одна к другой, так сильно густели. И вдруг остановились все у большой поляны. Там, на другой стороне поляны, были тоже ели. Они тоже остановились, не смея двинуться дальше. И так, кругом всей поляны, стояли густые высокие ели. Вся большая поляна была покрыта зелёными бугорками. На эти взрытые кротами холмики падало семя, а потом вырастали берёзки. А под берёзкой, под её материнской защитой от мороза и солнца, вырастала тенелюбивая ёлочка. И так высокие ели, не смея открыто сами высылать своих малышей на полянку, высылали их под присмотром берёзок...

(По М. Пришвину)

• Подчеркните уточняющие члены предложения, уточняемые слова возьмите в рамочку.

• Найдите два причастия, разберите их по составу, проведите морфологический разбор.

III

На высокой окраине Москвы, за Сокольниками, у Матросского моста, тянется вдоль речки Яуза длинная набережная. Невдалеке от неё, на оживлённой улице Стромынке, шумят машины, гремят трамваи. Но здесь, на набережной, движение небольшое. Тихая Яуза почти незаметно несёт медленные воды Москве-реке. Эта набережная называется Потешной.

(Л. Рубинштейн)

• Подчеркните уточняющие члены предложения, уточняемые слова возьмите в рамочку.

• Запишите транскрипцию слов: тянется, неё, несёт.

• Объясните правописание слов: длинная, невдалеке, (на) оживлённой, небольшое, незаметно, медленные.

• Укажите одиночное приложение, объясните его правописание.

IV

• Послушайте текст. Какие чувства и мысли желает пробудить в нас А. Алексеев, автор данного текста?

Быть сыном или дочерью — это тоже высокое предназначение. Когда моя мама была больна и лежала в больнице, я видел сыновей и дочерей, которые не просто приходили “навещать”, а сражались за здоровье, за жизнь матерей своих. Да разве только в больнице...

...Я прихожу к маме, склоняюсь над гранитной плитой. Вовремя, при жизни их, мы должны сказать матерям всё доброе, что можем сказать, и сделать для них всё доброе, что можем сделать. Преклонение перед материнскими жертвами, чувства долга и вины перед ними — это святые чувства.

Прости меня, мама.

• Запишите под диктовку.

• Проведите синтаксический разбор предложения с уточняющим членом.

• Выделите орфограммы во втором абзаце.

• ТР. Напишите сочинение-рассуждение на тему: “Чувство долга перед матерью — святое чувство”. Или письмо маме. Подумайте, что вы скажете самому главному в вашей жизни человеку. За что попросите прощения, за что поблагодарите. Какого совета спросите. Что пообещаете. По возможности используйте уточняющие члены.

V

1) Сыны любимые победы, сквозь огнь окопов рвутся шведы. (А. Пушкин) 2) Прежде, давно, в лета моей юности, в лета невозвратимо мелькнувшего детства, мне было весело подъезжать в первый раз к незнакомому месту. (Н. Гоголь) 3) Выбрав место поровнее, я приказал ставить палатки. (В. Арсеньев) 4) Утомлённый новыми впечатлениями, я заснул ранее обыкновенного. (В. Аксаков) 5) Митя надел фуражку с кокардой и, торжествующий, радостный, выбежал на улицу. (А. Чехов) 6) Ася продолжала сидеть неподвижно, подобрав под себя ноги и закутав их кисейным шарфом. (И. Тургенев) 7) На другой день, простившись только с одним графом, не дождавшись выхода дам, князь Андрей поехал домой. (Л. Толстой) 8) Роман “Айвенго”, вышедший из печати в 1820 году, — одно из наиболее известных произведений английского писателя Вальтера Скотта. 9) Несмотря на разницу характеров и кажущуюся суровость Артёма, братья крепко любили друг друга. (Н. Островский) 10) Мы живём верстах в семи от Звенигорода, в деревне Дунино, на берегу реки Москвы. (К. Паустовский) 11) И сейчас, на старости лет, я готов сорваться с места, поехать или полететь туда, где ещё никогда не бывал. (М. Пришвин) 12) Месяц, всадник унылый, уронил повода. (С. Есенин)

• Обособленные члены предложения подчеркните, укажите способ их выражения и причину обособления.

• Проведите синтаксический разбор предложения, в котором наблюдается сочетание знаков препинания. Объясните причину данного пунктуационного явления.

Выборочные диктанты

I

1) Отец сидел и, посматривая на всех, улыбался. 2) Впереди перед нами, шагах в двухстах, был огромный конопляник. 3) Не доезжая до конопляника шагов пятьдесят, мы остановились. 4) Стояла жаркая погода, какая бывает у нас обыкновенно в конце июля и в начале августа, в самую уборку хлеба. 5) В это время в столовую вошла Соня, моя сестра, высокая худенькая девочка лет десяти. 6) Я начал себя помнить очень рано — лет с шести. 7) Отец видел вокруг себя целое общество, весёлое, смеющееся, и был доволен этим. 8) Ближе к усадьбе, с другой стороны сада, был посёлок, почти такой же бедный с виду, но всё-таки как будто более весёлый.

(С. Терпигорев)

• Найдите предложения с уточняющими членами. Уточняющие члены подчеркните, уточняемые слова возьмите в рамочку.

II

...Что это был за дворик! Наверно, ни у кого никогда не было такого.

Справа деревянный навес. Под навесом были сделаны дедушкой для нас качели. Как весело и приятно было на них покачиваться!

Посредине двора красовалась большая клумба. Около забора росли две кудрявые берёзки. С другой стороны, около хозяйского сада, росла рябина.

По краям, у самого забора, тянулась гряда. Она засевалась укропом, салатом и редиской.

К дому со двора вело крыльцо из пяти ступенек. Над крыльцом, на колоннах, был большой балкон. Он принадлежал хозяевам.

Бывало, тётя Манюша сидит на крыльце, а мы тут же прыгаем на ступеньках или играем в мяч...

И вдруг сверху, с балкона, на верёвке спускается небольшая корзиночка...

Поднимешь голову... И видишь приветливые лица трёх старушек и старичка генерала.

Такие корзиночки спускались сверху почти всегда, когда мы бывали у бабушки.

И чего-чего не наложено в эту корзиночку руками добрых женщин: апельсины, леденцы, цветные ленты и лоскутки, сеточки на головы и даже куски какого-то вкусного печенья.

Мы, конечно, в неописанном восторге. Разбираем, делим, всех угощаем... И надолго, надолго хватит нам радости забавляться этой корзиночкой!

(По К. Лукашевич)

• Пронумеруйте предложения текста.

• Укажите номера предложений с уточняющими членами. Уточняющие члены выделите, уточняемые слова возьмите в рамочку.

III

(1)Воспоминания, одно другого заманчивей, зароились в голове... (2)То вспомнится далёкое детство... (3)Яркая зелень муравы и звонкие голоса детей, играющих на лужайке... (4)3алитый белыми пахучими цветами вишенник в саду... (5)Тихая река, поросшая камышом; за рекой — поёмные луга с бесчисленными, блестящими, как зеркало, озёрами, необъятная даль, подёрнутая сизым туманом. (6)И над всем этим привольем — чудно сверкающее майское солнышко...

(7)Встаёт хуторок, затерянный в глуши. (8)Безграничная степь кругом того хуторка. (9)Далёкие курганы, тёмными очертаниями пестрящие горизонт, и над всем этим простором — горячее синее небо и глубокая, невозмутимая тишь... (10)А то покосы вспомнятся... (11) Тёмные пятна бесчисленных копен, разбросанных по зелёному простору... (12)Июньские тёмные ночи... (13)Перекликанье перепелов в нескошенной траве, глубокое-глубокое небо с ярко горящими звёздами...

(14)Как бы хорошо улететь и остаться там, в этой чудной стране былых впечатлений, былых радостей!..

(По А. Эртелю)

• Пронумеруйте предложения.

• Укажите номер предложения с уточнением. Подчеркните уточняющий член предложения.

• Укажите номера предложений с обособленными определениями. Чем выражены обособленные определения? Почему они обособляются?

• Назовите номер предложения с необособленным определением, выраженным причастным оборотом. Почему в этом предложении причастный оборот не выделяется запятыми?

• Выделите орфограммы в причастиях, объясните их правописание.

Контрольные диктанты

I

Солнце легло спать и укрылось багряной золотой парчой, и длинные облака, красные и лиловые, сторожили его покой, протянувшись по небу.

Где-то далеко кричала выпь, точно корова, запертая в сарае. Крик этой таинственной птицы слышали каждую весну, но не знали, какая она, где живёт.

За посёлком и крутом в поле заливались соловьи. Чьи-то годы считала кукушка, иногда сбиваясь со счёта. В пруду сердито, надрываясь, перекликались лягушки, и даже можно было разобрать слова: “И ты такова! И ты такова!”

Какой был шум! Казалось, что все они пели и кричали нарочно, чтобы никто не спал в этот весенний вечер. Чтобы все, даже сердитые лягушки, дорожили и наслаждались каждой минутой. Жизнь-то даётся только один раз!

(По А. Чехову)

Задания:

1. Найдите в тексте предложение с уточняющим членом. Выделите уточнение, уточняемое слово возьмите в рамочку.

2. Найдите предложения с обособленными обстоятельствами. Обособленные обстоятельства подчеркните, укажите способ их выражения. Определяемые слова возьмите в рамочку.

3. Найдите предложения, в составе которых есть обособленные определения. Обособленные определения подчеркните, укажите способ их выражения и причину обособления.

4. Выделите в тексте все орфограммы в прилагательных, объясните их правописание.

II

Неторопливые сумерки спускаются на землю, крадутся по лесам и ложбинам, вытесняя оттуда устоявшееся тепло, парное, с горьковатой прелью. Из ложков густо и ощутимо тянет этим тихим теплом, морит им скот на яру, окошенные кусты с вялым листом, межи у хлебных полей, полого спускающихся к самому Камскому морю, и сами хлеба, двинувшиеся в колос.

За хлебами широкая, стоялая вода в заплатах проблесков. Над водой туда-сюда снуют стрижи, деловито молчаливые в этот кормный вечер. Овод и комары нудят, ещё гуще делая вечер и тишину его.

Над хлебами пылит. Пшеница на полях, ещё и чуть не тронутая желтизной, рожь уже с седоватым налётом и огрузневшим колосом, и по-вешнему зелёные овсы дружно повернулись к замутневшим от угара ложкам. Из ложков всё плыло и плыло тепло к колосьям, где жидкими ещё каплями жило, набираясь зрелости и силы, зерно.

Тихо стало. Даже и самые весёлые птицы смолкли... Ничто не сулило тревоги, сон надвигался на землю, короткий и глубокий.

(По В. Астафьеву)

Задания:

(I вариант)

1. Найдите в тексте предложения с обособленными обстоятельствами. Обособленные обстоятельства подчеркните, укажите способ их выражения. Определяемые слова возьмите в рамочку.

2. Составьте и запишите предложение с уточняющим членом. Уточняющий член подчеркните, уточняемое слово возьмите в рамочку.

3. Проведите синтаксический разбор последнего предложения текста.

(II вариант)

1. Найдите в тексте диктанта все обособленные члены предложения. Подчеркните обособленные члены как члены предложения, укажите способ их выражения и причину обособления.

2. Составьте и запишите предложение с уточняющим членом. Выделите уточняющий член предложения, уточняемое слово возьмите в рамочку.

III

Мой отец был тогда уездным предводителем дворянства, и мы жили безвыездно и зиму и лето в деревне.

Жизнь у нас вообще была тихая. Гости, соседи-помещики, приезжали, и мы к ним ездили. Но того, что называлось “съездами”, у нас не бывало. Только раз в году, одиннадцатого августа, в день рождения отца, собиралось к обеду человек пятьдесят гостей. Вечером, после чая, они все разъезжались по домам.

Отец был из числа трёх-четырёх помещиков в уезде, которые выписывали газеты, журналы, книги. В кабинете у него стояли вдоль стен высокие, до потолка, шкафы, наполненные книгами. А перед окнами, выходившими в сад, стоял большой письменный стол, обставленный портретами литераторов в рамках под стеклом. В этом кабинете, на ковре, которым был устлан весь пол, я просиживал целые дни рассматривая картинки в книгах. Потом я стал читать без всякого разбора эти книги.

Мне не было десяти лет, когда я прочитал “Историю консульства и империи” Тьера, сочинения Полевого, “Историю Наполеона” и множество других оригинальных и переводных статей и сочинений о Наполеоне.

Эта моя любовь к книгам, я помню, очень радовала отца, и он всегда совершенно серьёзно отвечал мне на вопросы, беседовал со мною...

(По С. Терпигореву)

Задания:

1. Найдите и подчеркните в тексте все обособленные члены, укажите способ их выражения и причину обособления.

2. Обоснуйте выбор одной или двух букв Н в словах диктанта.

IV

Тропинка бежит, извиваясь, всё дальше, в синеватый сумрак леса. Вот крутым поворотом опустилась она в ложбину и уткнулась в глинистый обрыв со старой поникшей берёзой. Там сверкал и искрился родник.

Внизу, на дне родника, всё бурлит и клокочет. Розовые, упругие струйки одна за другой вырываются из глубины земли, вскипают фонтанчиками, бьют ключом, раздвигают песчинки и камушки. Выбившись на свободу, вода успокаивается, но не затихает в ленивом покое, а напористо переливается через травянистый бугорок и бежит, журча и искрясь, шустрым взъерошенным потоком.

Всегда светел и чист, родник живёт в постоянном действии, в кипучем созидании. Он родит воду — источник жизни и красоты на земле, родит вокруг себя радость.

Даже малые, безымянные родники надо беречь, сохранять. Ведь от таких скромных, извечных поильцев начинают свои истоки, черпают силу, здоровье многие наши раздольные полноводные реки.

(Я. Суханов)

Задания:

1. Найдите и подчеркните в тексте диктанта все обособленные члены, укажите способ их выражения и причину обособления.

2. Выделите орфограммы в словах: безымянные, беречь, взъерошенным, сохранять, внизу.

3. Разберите по составу слова: извиваясь, синеватый, искрился, напористо, поникшей, полноводные.

V

Аисты

Когда весной начали уже утихать говорливые ручейки, когда начали пробиваться первые листочки тополя, прибежали ко мне соседские ребятишки и, перебивая друг друга, заговорили: “Дядя Слава, пойдём скорее, какие-то птицы прилетели. По лесу ходят, смешные, ничего не боятся. Мы ещё таких не видели”.

Луг рядом, возле речки. Мы скоро пришли с ребятами. И здесь я увидел птиц. Двух аистов. Я рассказал ребятам, что живут они обычно на юге. Рассказал я и о том, что жители Молдавии и Украины специально для них устраивают гнёзда на крышах своих домов. Существует даже поверье, что аисты приносят счастье.

Рассказал также ребятам, что аисты прилетают к нам, на север, очень редко, и наказал беречь птиц.

Летом я вновь приехал в деревню и первым делом отправился на реку. Аисты спокойно занимались своим делом. Я порадовался, что выполнили мой наказ мальчишки. Порадовался тому, что у аистов появилась новая родина, не менее прекрасная, чем юг.

(По Р. Панову)

Задания:

1. Найдите и подчеркните в тексте диктанта все обособленные члены, укажите способ их выражения и причину обособления.

2. Выпишите одно деепричастие и один глагол. Проведите их морфологический разбор. Отметьте общие морфологические признаки этих частей речи.

3. Укажите части речи слов возле (из предложения 1 второго абзаца) и также (из предложения третьего абзаца). Докажите, что они имеют созвучные словоформы среди других частей речи: составьте и запишите соответствующие предложения.

4. Выпишите из текста диктанта по одному словосочетанию со связью: а) согласование; б) управление; в) примыкание. Разберите словосочетания.