загрузка...

РУССКИЙ ЯЗЫК 8 класс - Технологические карты уроков по учебнику Л. А. Тростенцовой

ПОВТОРЕНИЕ И СИСТЕМАТИЗАЦИЯ ИЗУЧЕННОГО В 8 КЛАССЕ

Урок 96. СИНТАКСИС И МОРФОЛОГИЯ (§ 73)

Тип урока: повторительно-обобщающий

Педагогические задачи: создать условия для повторения материала о первичных и вторичных синтаксических функциях различных частей речи, взаимосвязи синтаксиса и морфологии; совершенствовать умения выполнять синтаксический разбор предложения, разграничивать первичные и вторичные синтаксические функции частей речи, функционирование слов в составе грамматической формы и в качестве самостоятельного члена предложения

Планируемые результаты

Предметные: имеют представление о русском языке как языке русского народа, государственном языке Российской Федерации, средстве межнационального общения; связи языка и культуры народа; роли родного языка в жизни человека и общества. Владеют всеми видами речевой деятельности (аудирование и чтение: понимают содержание устного и письменного сообщения, владеют навыками информационной переработки прочитанного текста; говорение и письмо: способны свободно, правильно излагать свои мысли в устной форме, соблюдать нормы построения текста (логичность, последовательность, связность, соответствие теме и др.), выразить свое отношение к фактам и явлениям окружающей действительности; соблюдают основные правила орфографии и пунктуации; осуществляют речевой самоконтроль; владеют основами научных знаний о родном языке)

Метапредметные:

Познавательные — адекватно воспринимают содержание устного и письменного сообщения; знают разные виды чтения; способны извлекать информацию из различных источников; владеют приемами отбора и систематизации материала на определенную тему; способны свободно, правильно излагать свои мысли в устной форме; используют родной язык как средство получения знаний по другим учебным предметам.

Регулятивные - определяют цели деятельности, последовательность действий.

Коммуникативные - осуществляют коммуникативно-целесообразное взаимодействие с окружающими людьми в процессе речевого общения, совместного выполнения какой-либо задачи, участия в спорах, обсуждениях

Личностные: проявляют уважительное отношение к родному языку; стремятся к речевому самосовершенствованию; понимают определяющую роль родного языка в развитии интеллектуальных способностей; имеют объемный словарный запас; усваивают грамматические средства для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения; проявляют способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью

Образовательные ресурсы: таблица «Части речи»

   

Организационная структура урока

Этап урока

Содержание деятельности учителя

Содержание деятельности обучающихся (осуществляемые действия)

Формируемые способы деятельности

II. Анализ диктанта. Работа над ошибками

Проводит анализ диктанта. Организует работу над ошибками

Выполняют работу над ошибками, допущенными в диктанте. В случае необходимости обращаются за педагогической поддержкой

Осуществляют контроль учебных действий. Владеют способами конструктивного взаимодействия

III. Актуализация опорных знаний.

Лингвистическая

разминка

- Заполните пустые клетки таблицы:

Изучают таблицу; вспоминают все, что знают о частях речи; подбирают примеры для каждого случая

Владеют базовыми предметными понятиями, способами конструктивного взаимодействия со сверстниками и учителем. Осуществляют контроль и оценку учебных действий. Извлекают необходимую информацию из таблицы, ответов сверстников, уточнений и дополнений учителя

Часть

речи

Вопросы

Значение

Пример

 

Кто? Что?

Предмет

 
 

Что делает?

Действие

 
 

Какой? Чей?

Признак

 
 

Что делающий? Что сделавший?

Признак по действию

 
 

Что делая? Что сделав?

Признак действия

 
 

Как? Куда? Где? Почему? Когда?

Признак признака, признак действия

 

IV. Работа по теме урока.

1. Беседа по упр. 433.

- Прочитайте текст упр. 433. Ответьте на вопрос: почему синтаксис и морфология объединены в общем разделе лингвистики - грамматике?

- Назовите, какими членами предложения чаще всего выступают существительные, местоимения, глаголы, прилагательные, причастия, наречия, деепричастия.

Читают текст упражнения. Приходят к выводу, что единицы морфологии (части речи) являются строительным материалом для единиц синтаксиса, поэтому морфология и синтаксис объединены в раздел грамматики.

Владеют навыками работы с учебником. Формулируют ответы на поставленные учителем вопросы. Извлекают необходимую информацию из учебника, ответов сверстников, уточнений учителя.

2. Практическая работа.

- Можете ли вы однозначно определить вне контекста, какой частью речи является слово светило?

- Составьте предложения, в которых это слово будет существительным и глаголом. Укажите, какой частью речи выражены слова в данных предложениях, определите их синтаксическую функцию.

Замечают, что это слово в разных контекстах может быть существительным или глаголом. Составляют предложения. Наблюдают за изменением синтаксической функции данного слова.

Владеют способами конструктивного взаимодействия, базовыми предметными понятиями. Осуществляют контроль и оценку учебных действий.

3. Фронтальная работа

Дает задание выполнить упр. 434, 435

Списывают предложения, графически указывают члены предложения, надписывают части речи, которыми они выражены

Владеют способами конструктивного взаимодействия

V. Итог урока. Рефлексия учебной деятельности

- Почему морфология и синтаксис объединены в раздел грамматики?

Домашнее задание: упр. 436

Делают выводы и обобщения.

Записывают, задают уточняющие вопросы

Формулируют ответы на поставленные учителем вопросы. Принимают и сохраняют учебные задачи, осуществляют поиск средств их решения





загрузка...

загрузка...