загрузка...

РУССКИЙ ЯЗЫК 8 класс - Технологические карты уроков по учебнику Л. А. Тростенцовой

ЧУЖАЯ РЕЧЬ

Урок 94. СИНТАКСИЧЕСКИЙ И ПУНКТУАЦИОННЫЙ РАЗБОР ПРЕДЛОЖЕНИЙ С ЧУЖОЙ РЕЧЬЮ. ПОВТОРЕНИЕ МАТЕРИАЛА ПО ТЕМЕ «ЧУЖАЯ РЕЧЬ»

Тип урока: повторительно-обобщающий

Педагогические задачи: создать условия для ознакомления с порядком устного и письменного разбора предложений с чужой речью; обучения выполнению устного и письменного синтаксического и пунктуационного разбора предложения с чужой речью; организации и проведения повторения учебного материала по теме «Чужая речь»

Планируемые результаты

Предметные: имеют представление о русском языке как языке русского народа, государственном языке Российской Федерации, средстве межнационального общения; связи языка и культуры народа; роли родного языка в жизни человека и общества. Владеют всеми видами речевой деятельности (аудирование и чтение: понимают содержание устного и письменного сообщения, владеют навыками информационной переработки прочитанного текста; говорение и письмо: способны свободно, правильно излагать свои мысли в устной форме, соблюдать нормы построения текста (логичность, последовательность, связность, соответствие теме и др.), выразить свое отношение к фактам и явлениям окружающей действительности; соблюдают основные правила орфографии и пунктуации; осуществляют речевой самоконтроль; владеют основами научных знаний о родном языке)

Метапредметные:

Познавательные - адекватно воспринимают содержание устного и письменного сообщения; знают разные виды чтения; способны извлекать информацию из различных источников; владеют приемами отбора и систематизации материала на определенную тему; способны свободно, правильно излагать свои мысли в устной форме; используют родной язык как средство получения знаний по другим учебным предметам.

Регулятивные - определяют цели деятельности, последовательность действий.

Коммуникативные - осуществляют коммуникативно-целесообразное взаимодействие с окружающими людьми в процессе речевого общения, совместного выполнения какой-либо задачи, участия в спорах, обсуждениях

Личностные: проявляют уважительное отношение к родному языку; стремятся к речевому самосовершенствованию; понимают определяющую роль родного языка в развитии интеллектуальных способностей; имеют объемный словарный запас; усваивают грамматические средства для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения; проявляют способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью

Образовательные ресурсы: задания для групповой работы; текст объяснительного диктанта; тестовые задания

Организационная структура урока

Этап урока

Содержание деятельности учителя

Содержание деятельности обучающихся (осуществляемые действия)

Формируемые способы деятельности

II. Повторение изученного материала.

1. Фронтальный опрос.

2. Групповая работа

Организует и проводит фронтальный опрос по контрольным вопросам на с. 244 учебника.

Задание: 1-я группа - составить с афоризмами предложения, используя различные способы цитирования; 2-я группа - составить диалог, используя афоризмы в репликах персонажей; 3-я группа - составить текст или предложения, используя афоризмы как прямую и косвенную речь. (См. Ресурсный материал.)

Отвечают на вопросы.

Выполняют задания в группах, используя афоризмы

Формулируют ответы на поставленные учителем вопросы. Осуществляют контроль и оценку учебных действий. Владеют способами конструктивного взаимодействия со сверстниками и учителем, базовыми предметными понятиями

III. Работа по теме урока.

1. Ознакомление с теоретическим материалом.

2. Тренировочные упражнения

Предлагает ознакомиться с теоретическим материалом на с. 242-243 учебника.

1. Дает задание выполнить упр. 431.

2. Дает задание выполнить упр. 432.

3. Организует выполнение самостоятельной работы по упр. 429.

4. Проводит объяснительный диктант. (См. Ресурсный материал.) Задания: назвать способы передачи чужой речи; выполнить синтаксический разбор предложения с чужой речью (по выбору).

5. Предлагает выполнить тестовые задания. (См. Ресурсный материал.)

Работают с учебной статьей.

Разбирают устно и письменно по два предложения.

Выполняют задание устно. Выполняют самостоятельную работу.

Пишут диктант. Выполняют задания. Выполняют тестовые задания

Владеют навыками работы с учебной статьей, самостоятельной работы, способами конструктивного взаимодействия. Извлекают необходимую информацию из учебника, уточнений и дополнений учителя. Принимают и сохраняют учебные задачи. Высказывают и аргументируют свою позицию. Осуществляют контроль

IV. Итог урока. Рефлексия учебной деятельности

- Над какой темой работали?

- Что нового узнали?

- Какие задания выполняли? Какие из них вызвали затруднения? Почему?

- Как оцениваете свою работу на уроке?

Домашнее задание: выполнить упр. 433

Отвечают на вопросы.

Проводят самоанализ учебной деятельности.

Записывают, задают уточняющие вопросы

Формулируют ответы на поставленные учителем вопросы. Осуществляют самоанализ учебной деятельности. Принимают и сохраняют учебные задачи, осуществляют поиск средств их решения

Ресурсный материал

Афоризмы

1. Слово - это камень: коли метнет его рука, то уж потом назад не воротишь. (Мигель Сервантес.)

2. Я часто убеждался в том, что простое слово благотворно действует на множество людей, и не автор слова, а само оно приводит в движение души, скрыто проявляя свою силу. (Франческо Петрарка.)

3. В то время как люди умные умеют выразить немногое в немногих словах, люди ограниченные, напротив, обладают способностью много говорить и ничего не сказать. (Франсуа де Ларошфуко.)

4. Язык народа и богат и точен,

Но есть, увы, неточные слова,

Они растут как сорная трава

У плохо перепаханных обочин.

(Н. Рыленков.)

5. Не оскверни свои уста

Ни осуждением, ни ложью,

Иначе будет невозможно

Святое слово «красота».

И устремись, чтоб твой язык

Лишь к чистоте речей привык.

(Н. Спирина.)

Объяснительный диктант

ОБАЯТЕЛЬНЫЙ ЧЕЛОВЕК

Антон Павлович Чехов был человек большой совести, любящего сердца, великий художник.

Лев Толстой и Максим Горький оставили о Чехове очень теплые воспоминания. Называя Чехова «несравненным художником», Толстой любил в писателе «прелестного, искреннего и честного человека». «Это был обаятельный человек, - говорил он, - скромный, милый».

«Красиво-простой, он любил все простое, настоящее, искреннее», - писал Горький о Чехове. По воспоминаниям Горького, «всякий человек при Антоне Павловиче невольно ощущал в себе желание быть проще, правдивее...».

Тестовые задания

1. Укажите неверное утверждение.

а) Прямая речь - точная передача чужих слов.

б) Предложения с косвенной речью передают только содержание чужой речи.

в) При цитировании всегда используются кавычки.

г) Диалог обычно оформляется без использования кавычек.

Ответ: в).

2. Найдите примеры с ошибками при передаче чужой речи.

а) Сокол отвечает Ужу, что я знаю счастье, я храбро бился.

б) Отец спросил меня, какой фильм мне понравился больше всего.

в) Я спросил друга, решил ли ты эту задачу.

г) Клава с живым интересом поинтересовалась, можно ли ей играть.

Ответ: а); в).

3. Найдите предложение с косвенной речью, которая правильно оформлена и соответствует содержанию предложения с прямой речью.

«Дедушку знаешь, мамаша?» - матери сын говорит.

а) Сын спрашивает у матери, знает ли она дедушку.

б) Сын спрашивает у матери, что знает ли она дедушку.

в) Сын спрашивает у матери, знает ли она дедушку?

г) Сын спрашивает у матери, знаешь ли ты дедушку.

Ответ: а).





загрузка...

загрузка...