загрузка...

РУССКИЙ ЯЗЫК 8 класс - Технологические карты уроков по учебнику Л. А. Тростенцовой

ПОВТОРЕНИЕ ИЗУЧЕННОГО В 5-7 КЛАССАХ

Урок 8. СЛИТНОЕ И РАЗДЕЛЬНОЕ НАПИСАНИЕ НЕ С РАЗНЫМИ ЧАСТЯМИ РЕЧИ (§ 5)

Тип урока: повторительно-обобщающий

Педагогические задачи: создать условия для повторения условий выбора слитного и раздельного написания частицы не с глаголами, краткими причастиями, деепричастиями, прилагательными (относительными и притяжательными), числительными; способствовать формированию умения различать частицу не и приставку не-, развитию познавательных психических процессов; содействовать воспитанию уважительного отношения к русскому языку

Планируемые результаты

Предметные: имеют представление о русском языке как языке русского народа, государственном языке Российской Федерации, средстве межнационального общения; связи языка и культуры народа; роли родного языка в жизни человека и общества. Владеют всеми видами речевой деятельности (аудирование и чтение: понимают содержание устного и письменного сообщения, владеют навыками информационной переработки прочитанного текста; говорение и письмо: способны свободно, правильно излагать свои мысли в устной форме, соблюдать нормы построения текста (логичность, последовательность, связность, соответствие теме и др.), выразить свое отношение к фактам и явлениям окружающей действительности; соблюдают основные правила орфографии и пунктуации; осуществляют речевой самоконтроль; владеют основами научных знаний о родном языке)

Метапредметные:

Познавательные - адекватно воспринимают содержание устного и письменного сообщения; знают разные виды чтения; способны извлекать информацию из различных источников; владеют приемами отбора и систематизации материала на определенную тему; способны свободно, правильно излагать свои мысли в устной форме; используют родной язык как средство получения знаний по другим учебным предметам.

Регулятивные - определяют цели деятельности, последовательность действий.

Коммуникативные - осуществляют коммуникативно-целесообразное взаимодействие с окружающими людьми в процессе речевого общения, совместного выполнения какой-либо задачи, участия в спорах, обсуждениях

Личностные: проявляют уважительное отношение к родному языку; стремятся к речевому самосовершенствованию; понимают определяющую роль родного языка в развитии интеллектуальных способностей; имеют объемный словарный запас; усваивают грамматические средства для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения; проявляют способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью

Организационная структура урока

Этап урока

Содержание деятельности учителя

Содержание деятельности обучающихся (осуществляемые действия)

Формируемые способы деятельности

II. Постановка учебной задачи.

1. Лингвистическая разминка.

2. Работа с теоретическим материалом

- Язык сформировался очень давно, претерпел изменения и таит в себе много интересных загадок.

- Посмотрите на эти предложения и скажите, уместно ли данное обращение?

Ты не знаешь даже простейших правил русского языка. Ух, невежа!

- По толковому словарю определите значения слов невежа и невежда.

- Совпадают ли они? А между тем они восходят к одному корню. Догадайтесь к какому. Что значит слово ведати? Как, отталкиваясь от этого корня, можно объяснить значение слова невежа? Какой корень в слове вежливый? Как можно объяснить значение этого слова?

- Обратите внимание на подчеркнутые слова. К каким частям речи они относятся? О какой частице сегодня пойдет речь на уроке? Запишите тему урока.

- Прочитайте теоретические сведения на с. 21, 22 учебника и ответьте на вопрос: почему слитное и раздельное написание не с разными частями речи вызывает трудности?

Отвечают на вопрос учителя.

Работают со словарем.

Рассуждают, высказывают свою точку зрения.

Формулируют тему урока. Записывают ее.

Работают с учебником, анализируют материал и формулируют вывод, продолжая предложение: «Слитное и раздельное написание не с разными частями речи вызывает трудности, потому что...»

Внимательно слушают. Формулируют ответы на поставленные учителем вопросы. Владеют навыками работы со словарной статьей, способами конструктивного взаимодействия со взрослым и сверстниками. Высказывают и аргументируют свою точку зрения на обсуждаемую проблему. Принимают и сохраняют учебную задачу.

Извлекают необходимую информацию из различных источников

III. Работа по теме

урока.

1. Выполнение

упр. 28.

- Рассмотрите таблицу на с. 22 учебника. Слова данных

частей речи употребляются только с отрицательной частицей не. Как можно озаглавить эту таблицу? (Пример. Всегда раздельно с не.)

Рассматривают таблицу. Предлагают

свои варианты заголовка.

Используют сведения из таблицы

для решения учебно-практических задач. Владеют навыками

конструктивного взаимодействия со сверстниками и взрослым.

2. Выборочный

диктант.

- Запишите заголовок в тетрадь. Для каждого столбца

приведите по два примера.

- Почему невежда пишется в одно слово?

Диктует слова из упр. 32.

Делают записи в тетради. Вызванные

к доске ученики записывают по одному примеру.

Отмечают, что есть слова, которые

без не не употребляются.

Записывают только те слова, которые всегда пишутся слитно с не.

Формулируют ответ на постав-

ленный учителем вопрос.

Владеют навыками контроля.

 

3. Работа с алгоритмом

Обращает внимание учеников на таблицы с правилами

написания существительных, прилагательных, наречий

и причастий с не. (См. Ресурсный материал.) Дает задание рассказать правило, опираясь на алгоритм

Опираясь на алгоритм, рассказывают

правило написания не с разными

частями речи. Делают вывод, что

написание не с существительными, прилагательными и наречиями осуществляется по одним и тем же признакам

Извлекают необходимую информацию из таблицы. Делают

выводы и умозаключения

IV. Закрепление практических

- Проанализируйте примеры из упр. 30, опираясь на таблицы.

Зачитывают пример и объясняют его

написание, пользуясь алгоритмом.

Высказывают и аргументируют

свою точку зрения на обсуждаемую проблему.

навыков.

1. Устная работа

с примерами.

2. Письменная

работа

Диктует предложения:

1) Читать (не)размышляя () - все равно что есть и (не)переваривать ().

2) Тиран жаждет (не)справедливости (), а согласия.

3) Ум, (не)имеющий () никакой определенной цели, теряется.

4) Засыпьте пропасть (не)вежества (), и вы уничтожите притон преступлений.

5) (Не)правду () молвили его уста, а гнусную ложь.

6) Великая общая (не)нависть () создает крепкую дружбу.

7) (Не)обходимость () - аргумент тиранов.

8) Самое великое из всех благ - это (не)зависимость ().

9) Жаловаться на (не)рриятную вещь () - это удваивать зло.

10) Свет смотрит, (не)видя (), судит, (не)зная (), осуждает, (не)давая () пощады

Записывают предложения, при необходимости пользуясь алгоритмом.

Выборочно отвечают на вопросы учи-

теля

Принимают и сохраняют учебную задачу. Владеют навыками

контроля и оценки учебных

действий

V. Итог урока. Рефлексия учебной деятельности

- Опираясь на таблицы, расскажите о правописании не с разными частями речи.

Домашнее задание: § 5, упр. 35

Делают выводы и обобщения.

Записывают, задают уточняющие вопросы

Формулируют и аргументируют свою точку зрения на обсуждаемую проблему. Принимают и сохраняют учебные задачи

Ресурсный материал

не с причастиями и отглагольными прилагательными

Слитно

Раздельно

1. Без не не употребляется.

2. Нет условий

1. С краткой формой.

2. С полной формой, если:

• есть противопоставление;

• есть зависимые слова, кроме наречий меры и степени;

• слово внутри причастного оборота

не с прилагательными

Слитно

Раздельно

без не не употребляется

есть противопоставление

замена синонимом

усиливающие слова: далеко, вовсе, ничуть, нисколько, никогда, совсем, отнюдь

не с наречиями на -о, -е

Слитно

Раздельно

без не не употребляется

есть противопоставление

замена синонимом

усиливающие слова: далеко, вовсе, ничуть, нисколько, никогда, совсем, отнюдь





загрузка...
загрузка...