загрузка...

РУССКИЙ ЯЗЫК 8 класс - Технологические карты уроков по учебнику Л. А. Тростенцовой

СЛОВА, ГРАММАТИЧЕСКИ НЕ СВЯЗАННЫЕ С ЧЛЕНАМИ ПРЕДЛОЖЕНИЯ

Предложения с обращениями, вводными словами и междометиями

Урок 78. ЗНАКИ ПРЕПИНАНИЯ ПРИ ОБРАЩЕНИИ. УПОТРЕБЛЕНИЕ ОБРАЩЕНИЙ (§ 58)

Тип урока: закрепление изученного материала

Педагогические задачи: создать условия для закрепления умений находить обращения в тексте, конструировать предложения с обращениями; отработки навыка пунктуационного выделения обращений. Способствовать формированию умений определять речевой контекст использования разных видов обращений, включать обращения в собственную речь

Планируемые результаты

Предметные: имеют представление о русском языке как языке русского народа, государственном языке Российской Федерации, средстве межнационального общения; связи языка и культуры народа; роли родного языка в жизни человека и общества. Владеют всеми видами речевой деятельности (аудирование и чтение: понимают содержание устного и письменного сообщения, владеют навыками информационной переработки прочитанного текста; говорение и письмо: способны свободно, правильно излагать свои мысли в устной форме, соблюдать нормы построения текста (логичность, последовательность, связность, соответствие теме и др.), выразить свое отношение к фактам и явлениям окружающей действительности; соблюдают основные правила орфографии и пунктуации; осуществляют речевой самоконтроль; владеют основами научных знаний о родном языке)

Метапредметные:

Познавательные - адекватно воспринимают содержание устного и письменного сообщения; знают разные виды чтения; способны извлекать информацию из различных источников; владеют приемами отбора и систематизации материала на определенную тему; способны свободно, правильно излагать свои мысли в устной форме; используют родной язык как средство получения знаний по другим учебным предметам.

Регулятивные - определяют цели деятельности, последовательность действий.

Коммуникативные - осуществляют коммуникативно-целесообразное взаимодействие с окружающими людьми в процессе речевого общения, совместного выполнения какой-либо задачи, участия в спорах, обсуждениях

Личностные: проявляют уважительное отношение к родному языку; стремятся к речевому самосовершенствованию; понимают определяющую роль родного языка в развитии интеллектуальных способностей; имеют объемный словарный запас; усваивают грамматические средства для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения; проявляют способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью

Образовательные ресурсы: материал для проведения выборочного диктанта; задания для проведения творческих диктантов

Организационная структура урока

Этап урока

Содержание деятельности учителя

Содержание деятельности обучающихся (осуществляемые действия)

Формируемые способы деятельности

II. Повторение.

Выборочный диктант

Задание: по ходу чтения предложений записывать только обращения. (См. Ресурсный материал.)

Выполняют задание. Проводят взаимопроверку

Осуществляют контроль и оценку учебных действий

III. Работа по теме урока

- В каждом языке есть своя система обращений. Естественная форма русского обращения к взрослому знакомому и незнакомому собеседнику - по имени и отчеству. Иностранцы отчества не используют.

Предлагает прочитать теоретические сведения на с. 199 учебника

Внимательно слушают. Работают с учебной статьей

Умеют внимательно слушать. Извлекают необходимую информацию из рассказа учителя, учебника. Владеют навыками работы с учебником, умением работать с учебной статьей

IV. Закрепление

изученного материала

1. Дает задание выполнить упр. 349.

2. Дает задание выполнить упр. 350.

Обращает внимание на интонацию при обращении к разным людям.

3. Дает задание выполнить упр. 351.

4. Творческая работа по упр. 355.

5. Творческие диктанты. (См. Ресурсный материал.)

Записывают варианты обращения к своему адресату в письме, используя слова, данные в рамке на с. 199 (милый, дорогой, уважаемый, родной, любимый).

Выполняют задание устно, называют

возможные обращения в разговоре по телефону.

Устно описывают ситуации возможного использования в качестве обращений разных форм имени.

Пишут поздравление близкому человеку или официальному лицу, соблюдая последовательность: обращение, повод, пожелания.

Выполняют задания

Владеют навыками самостоятельной работы, базовыми предметными понятиями, способами конструктивного взаимодействия. Принимают и сохраняют учебные задачи. Осуществляют поиск средств их решения, контроль учебных действий

V. Итог урока.

Рефлексия учебной деятельности

- Над какой темой работали?

- Что нового узнали?

-Какие задания выполняли? Какие из них вызвали затруднения? Почему?

- Как оцениваете свою работу на уроке?

Домашнее задание: выполнить упр. 352, 353 (по выбору); найти в стихотворениях А. С. Пушкина по два предложения, в которых использованы обращения к разным людям

Отвечают на вопросы.

Проводят самоанализ учебной деятельности.

Записывают, задают уточняющие вопросы

Формулируют ответы на поставленные учителем вопросы.

Осуществляют самоанализ учебной деятельности. Принимают и сохраняют учебные задачи, осуществляют поиск средств их решения

 
 
 

Ресурсный материал

Выборочный диктант

1. Друзья мои, я молод был.

2. Мой сын родной! Прильни к земле скорей, услышь слезами залитое слово.

3. Унылая пора! Очей очарованье! Приятна мне твоя прощальная краса!

4. Мой друг! Под проливным дождем, под синим азиатским небом мы начинаем свой подъем, необходимый нам обоим.

5. Играйте же, дети, растите на воле, на то вам и красное детство дано.

6. Ты зовешь меня, моя подруга, погрустить у сонных берегов.

7. Взгляни, молодица, смелее, каков воевода Мороз.

8. Дни поздней осени бранят обыкновенно, но мне она мила, читатель дорогой, красою тихою, блистающей смиренно.

9. Ты не пой, соловей, под моим окном.

10. Ты, ветер, утренним дыханьем счастливый парус напрягай.

11. Вот, молодой юноша, учитесь у старших.

12. Пой, баян, чтоб ходила земля ходуном, чтобы эхо вторило с поля.

13. До свиданья, до свиданья, журавли!

14. Чем-то вас мне попотчевать, старцы честные?

15. Приди ко мне, любезный друг.

16. Здравствуй, красавица Волга! С детства я полюбил тебя.

17. Дружная идешь ты с нами, осень.

Творческие диктанты

Задания:

1. В указанных предложениях поставить глаголы в повелительном наклонении. Получившиеся предложения записать.

• Стихнут ветры, перестанут бури.

• Дети берегут природу.

2. Составить предложения, используя данные обращения: отец, милая мамочка, осень, весна, птицы.

3. Вставить обращения в данные простые предложения, правильно расставить знаки препинания.

• Не пугай ...!

• Пой ... пой!

• ... принеси мне воды.

• ... заканчивай работу.

• Принеси мне дневник ...





загрузка...

загрузка...