загрузка...

РУССКИЙ ЯЗЫК 8 класс - Технологические карты уроков по учебнику Л. А. Тростенцовой

ОБОСОБЛЕННЫЕ ЧЛЕНЫ ПРЕДЛОЖЕНИЯ

Урок 67. ОБОСОБЛЕННЫЕ ОБСТОЯТЕЛЬСТВА. ВЫДЕЛИТЕЛЬНЫЕ ЗНАКИ ПРЕПИНАНИЯ ПРИ НИХ (§ 51)

Тип урока: усвоение новых знаний

Педагогические задачи: создать условия для ознакомления со способами выражения обособленных обстоятельств, правилами обособления обстоятельств; обучения распознаванию обособленных обстоятельств, их графическому выделению, объяснению условий обособления, практическому обнаружению определений и обстоятельств, нуждающихся в обособлении, выделению их запятыми, объяснению условий обособления графически. Способствовать развитию умений обнаруживать обособленные определения, приложения и обстоятельства в художественном тексте, объяснять их роль в раскрытии авторского замысла, согласовывать обстоятельство, выраженное деепричастием, со сказуемым, находить и исправлять грамматические недочеты в построении предложений с обособленными обстоятельствами

Планируемые результаты

Предметные: имеют представление о русском языке как языке русского народа, государственном языке Российской Федерации, средстве межнационального общения; связи языка и культуры народа; роли родного языка в жизни человека и общества. Владеют всеми видами речевой деятельности (аудирование и чтение: понимают содержание устного и письменного сообщения, владеют навыками информационной переработки прочитанного текста; говорение и письмо: способны свободно, правильно излагать свои мысли в устной форме, соблюдать нормы построения текста (логичность, последовательность, связность, соответствие теме и др.), выразить свое отношение к фактам и явлениям окружающей действительности; соблюдают основные правила орфографии и пунктуации; осуществляют речевой самоконтроль; владеют основами научных знаний о родном языке)

Метапредметные:

Познавательные - адекватно воспринимают содержание устного и письменного сообщения; знают разные виды чтения; способны извлекать информацию из различных источников; владеют приемами отбора и систематизации материала на определенную тему; способны свободно, правильно излагать свои мысли в устной форме; используют родной язык как средство получения знаний по другим учебным предметам.

Регулятивные - определяют цели деятельности, последовательность действий.

Коммуникативные - осуществляют коммуникативно-целесообразное взаимодействие с окружающими людьми в процессе речевого общения, совместного выполнения какой-либо задачи, участия в спорах, обсуждениях

Личностные: проявляют уважительное отношение к родному языку; стремятся к речевому самосовершенствованию; понимают определяющую роль родного языка в развитии интеллектуальных способностей; имеют объемный словарный запас; усваивают грамматические средства для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения; проявляют способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью

Образовательные ресурсы: предложения для выборочного цифрового диктанта; таблица по теме урока; предложения для комментированного письма

Организационная структура урока

Этап урока

Содержание деятельности учителя

Содержание деятельности обучающихся (осуществляемые действия)

Формируемые способы деятельности

II. Повторение

Проводит выборочный цифровой диктант. (См. Ресурсный материал.)

I вариант - записать номера предложений с обособленным определением; II вариант - с обособленным приложением

Записывают номера предложений в соответствии с заданием

Осуществляют контроль учебных действий. Принимают и сохраняют учебные задачи. Владеют базовыми предметными понятиями

III. Работа по теме урока.

1. Работа с теоретическим материалом.

- Сегодня мы подробнее остановимся на обособленном обстоятельстве, выраженном деепричастным оборотом (ДО) или одиночным деепричастием. Рассмотрите внимательно следующую таблицу. (См. Ресурсный материал.)

- Всегда ли обособляется обстоятельство, выраженное деепричастием или ДО?

Рассматривают таблицу, называют случаи, когда обстоятельство, выраженное деепричастным оборотом или деепричастием, не обособляется.

Извлекают необходимую информацию из таблицы, ответов сверстников, уточнений и дополнений учителя. Владеют способами конструктивного взаимодействия. Формулируют ответы на вопросы.

2. Комментированное письмо.

3. Фронтальная работа

- В данных предложениях расставьте необходимые знаки препинания; пользуясь таблицей, объясните пунктуацию. (См. Ресурсный материал.)

Дает задание выполнить упр. 317

Записывают предложения, объясняют постановку знаков препинания, опираясь на таблицу.

Списывают предложения, раскрывая скобки и выделяя обособленные обстоятельства

Владеют способами конструктивного взаимодействия. Осуществляют контроль. Принимают и сохраняют учебную задачу. Осуществляют контроль

IV. Итог урока. Рефлексия учебной деятельности

- Назовите условия обособления обстоятельств.

Домашнее задание: § 51, упр. 318. Подготовиться к уроку-зачету

Делают выводы и обобщения.

Записывают, задают уточняющие вопросы

Формулируют ответы на поставленные учителем вопросы. Принимают и сохраняют учебные задачи, осуществляют поиск средств их решения

         

Ресурсный материал

Цифровой диктант

1. Владимир Арсеньев, неутомимый исследователь Дальнего Востока, посвятил свыше тридцати лет изучению его природных богатств.

2. Ровесники годами, они почти никогда не разлучались.

3. Теперь Анна разглядела в углу печь, сделанную из большой железной бочки.

4. Наступила пасмурная минута, предшествующая обыкновенному рассвету, полная победы света над землей.

5. Анатолий Демидов, сын русского посла во Флоренции, прогуливался однажды в окрестностях Помпеи с художником Брюлловым.

6. По ту сторону Оки были кусты, отражавшиеся в речном зеркале, и луга.

7. Вошло несколько человек, ожидавших снаружи.

8. Седой ребенок большого роста, он много видел, много знал.

Одиночное деепричастие и ДО

Ставится запятая

Не ставится запятая

1. ДО в любом месте предложения

1. Одиночное деепричастие, ставшее наречием образа действия (стоя, лежа, сидя...); обычно стоит после глагола

2. Одиночное деепричастие со значением глагольности (обычно стоит перед глаголом)

2. Фразеологический оборот: работать спустя рукава, бежать сломя голову...

3. Однородные одиночные деепричастия

3. Деепричастие, тесно связанное с глаголом или входящее в составное сказуемое

4. ДО, выступающий в роли вводной конструкции: судя по всему, по совести говоря...

4. Выражения: начиная с, исходя из, спустя...

5. ДО, относящийся к разным (главным) словам

5.

 

6. Однородные ДО, относящиеся к одному главному слову

Предложения для комментированного письма

1. Он шел прихрамывая. (Как? Каким образом?)

2. Большой пень, тлея, лежал на углях. (Перед глаголом, можно переместить в любое место предложения.)

3. Никогда не берись за последующее, не усвоив предыдущего. (ДО.)

4. Читать лежа вредно. (Деепричастие близко по функции к наречию.)

5. Они слушали его рассказ затаив дыхание. (Фразеологический оборот.)

6. Там чьи-то глаза смотрели не мигая. (Не мигая - как? каким образом?)

7. Феня еще долго сидела пригорюнившись. (Сидела пригорюнившись - расстроилась - составное сказуемое.)

8. Она читала быстро и молча. (Быстро и молча - однородные обстоятельства, выраженные наречиями.)

9. Не шумя, не толкаясь, не споря, собрались ребята на школьном дворе. (Не шумя, не толкаясь, не споря - однородные одиночные деепричастия.)





загрузка...

загрузка...