загрузка...

РУССКИЙ ЯЗЫК 8 класс - Технологические карты уроков по учебнику Л. А. Тростенцовой

ОБОСОБЛЕННЫЕ ЧЛЕНЫ ПРЕДЛОЖЕНИЯ

Урок 60. ОБОСОБЛЕННЫЕ ОПРЕДЕЛЕНИЯ. ВЫДЕЛИТЕЛЬНЫЕ ЗНАКИ ПРЕПИНАНИЯ ПРИ НИХ (§ 48)

Тип урока: усвоение новых знаний

Педагогические задачи: создать условия для ознакомления с видами обособленных определений (согласованных и несогласованных), способами выражения обособленного определения, определяемого слова, правилами обособления согласованных и несогласованных определений; обучения правильной расстановке знаков препинания для выделения обособленных определений, выраженных причастными оборотами, интонационно правильному произношению предложений с обособленными несогласованными определениями, выделению на письме несогласованных определений, объяснению условий обособления определения, нахождению определения, нуждающегося в обособлении, выделению их запятыми, графическому объяснению условия обособления

Планируемые результаты

Предметные: имеют представление о русском языке как языке русского народа, государственном языке Российской Федерации, средстве межнационального общения; связи языка и культуры народа; роли родного языка в жизни человека и общества. Владеют всеми видами речевой деятельности (аудирование и чтение: понимают содержание устного и письменного сообщения, владеют навыками информационной переработки прочитанного текста; говорение и письмо: способны свободно, правильно излагать свои мысли в устной форме, соблюдать нормы построения текста (логичность, последовательность, связность, соответствие теме и др.), выразить свое отношение к фактам и явлениям окружающей действительности; соблюдают основные правила орфографии и пунктуации; осуществляют речевой самоконтроль; владеют основами научных знаний о родном языке)

Метапредметные:

Познавательные - адекватно воспринимают содержание устного и письменного сообщения; знают разные виды чтения; способны извлекать информацию из различных источников; владеют приемами отбора и систематизации материала на определенную тему; способны свободно, правильно излагать свои мысли в устной форме; используют родной язык как средство получения знаний по другим учебным предметам.

Регулятивные - определяют цели деятельности, последовательность действий.

Коммуникативные - осуществляют коммуникативно-целесообразное взаимодействие с окружающими людьми в процессе речевого общения, совместного выполнения какой-либо задачи, участия в спорах, обсуждениях

Личностные: проявляют уважительное отношение к родному языку; стремятся к речевому самосовершенствованию; понимают определяющую роль родного языка в развитии интеллектуальных способностей; имеют объемный словарный запас; усваивают грамматические средства для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения; проявляют способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью

Образовательные ресурсы: Богданова, Г. А. Уроки русского языка в 8 классе: кн. для учителя / Г. А. Богданова. М.: Просвещение, 2003; предложения для графического диктанта; предложения для практической работы; предложения для работы по предупреждению пунктуационных ошибок

Организационная структура урока

Этап урока

Содержание деятельности учителя

Содержание деятельности обучающихся (осуществляемые действия)

Формируемые способы деятельности

II. Актуализация опорных знаний.

Графический диктант

- Составьте схемы данных предложений.

1. Вдруг до нас донеслись какие-то странные звуки, похожие на вой.

2. Я смотрел на пруд, залитый лунным светом, и на старый дворец на острове.

3. В седьмом часу вечера, пыльные и усталые, мы вступили в широкие укрепленные ворота крепости.

4. Воздух, пахнущий туманом, свежестью утра, врывается в комнату.

5. Заплаканный, Алеша лежал на траве в кустах сирени

В тетрадях составляют схемы предложений, проверяют правильность выполнения фронтально

Владеют базовыми предметными понятиями, способами конструктивного взаимодействия со сверстниками и учителем. Осуществляют контроль учебных действий

III. Работа по теме урока.

1. Работа с предложениями.

- Прочитайте предложение.

Измученные тяжелой дорогой, они не могли продолжить путешествие.

- В данном предложении есть обособленное определение. Рассуждать нужно так:

- измученные тяжелой дорогой - причастный оборот;

- они - главное слово, выраженное личным местоимением;

- причастный оборот стоит до определяемого слова, выясним причины обособления;

- узнаем значение причастного оборота: они не могли двигаться дальше (почему?), потому что были измучены тяжелой дорогой;

- причастный оборот имеет значение причины, поэтому обособляется;

- если бы определяемое слово было выражено не местоимением они, а существительным ребята, были бы условия для обособления? Да, потому что оборот не утратит значения причины.

Читают предложения, знакомятся с порядком рассуждения.

Владеют способами конструктивного взаимодействия со сверстниками и учителем, базовыми предметными понятиями. Извлекают необходимую информацию из различных источников: ответов сверстников, уточнений и дополнений учителя.

2. Практическая работа.

- Прочитайте данные предложения. Объясните условия обособления, рассуждая по образцу. Запишите предложения, расставляя необходимые знаки препинания. Составьте схемы предложений.

1) Погруженный в воспоминанья о давно минувших боях старик долго не мог уснуть.

2) Озаренные сиянием луны палатки бивака казались иссиня-белыми.

3) Стиснутая черными чащами и освещенная впереди паровозом дорога похожа на бесконечный тоннель.

4) Обреченный судьбой на постоянную праздность я не делал решительно ничего.

Читают предложения. Рассуждают в соответствии с приведенным образцом. Переписывают предложения, выделяя обособленные определения, выраженные причастным оборотом с обстоятельственным значением причины. Составляют схемы предложений.

Владеют базовыми предметными понятиями, способами конструктивного взаимодействия со сверстниками и учителем. Высказывают и аргументируют свою точку зрения на обсуждаемую проблему. Осуществляют контроль учебных действий.

3. Работа со сложными случаями обособлений.

Проводит работу по предупреждению ошибок со следующими предложениями:

1. Холодный ветер, резкий и упорный, кидает нас, и тяжело грести.

2. В воздухе закружились сухая трава, листва, сорванная с деревьев, и мелкие сучья.

3. Созвездия, холодные, как крупинки льда, плавали в воде.

4. Песня журчала, как лесной ключ, тихая, чистая, несмолкаемая.

5. На лес, озябший и нагой, вдруг упадут сырые снегопады.

6. Почти все газели, и африканские, и азиатские, не признают тесноты лесов.

Под диктовку записывают предложения, не расставляя знаков препинания. Делают разбор по членам предложения, графически их обозначая, и только после этого расставляют знаки препинания, составляют схемы предложений.

4. Самостоятельная работа

Дает задание выполнить упр. 298

Списывают текст, подчеркивая определения. Указывают, чем они выражены, расставляют недостающие запятые. Выполняют морфемный и фонетический разбор указанных слов

Владеют навыками самостоятельной работы, базовыми предметными понятиями. Осуществляют контроль

IV. Итог урока. Рефлексия учебной деятельности

- Назовите условия обособления определений.

Домашнее задание: § 48, упр. 299; подготовиться к уроку-зачету

Делают выводы и обобщения.

Записывают, задают уточняющие вопросы

Формулируют ответы на поставленные учителем вопросы. Принимают и сохраняют учебные задачи, осуществляют поиск средств их решения





загрузка...
загрузка...