ОБОСОБЛЕННЫЕ ОПРЕДЕЛЕНИЯ. ВЫДЕЛИТЕЛЬНЫЕ ЗНАКИ ПРЕПИНАНИЯ ПРИ НИХ - ОБОСОБЛЕННЫЕ ЧЛЕНЫ ПРЕДЛОЖЕНИЯ

Русский язык 8 класс - Технологические карты уроков по учебнику Л. А. Тростенцовой

ОБОСОБЛЕННЫЕ ОПРЕДЕЛЕНИЯ. ВЫДЕЛИТЕЛЬНЫЕ ЗНАКИ ПРЕПИНАНИЯ ПРИ НИХ - ОБОСОБЛЕННЫЕ ЧЛЕНЫ ПРЕДЛОЖЕНИЯ

Тип урока: усвоение новых знаний

Педагогические задачи: создать условия для ознакомления с видами обособленных определений (согласованных и несогласованных), способами выражения обособленного определения, определяемого слова, правилами обособления согласованных и несогласованных определений; обучения правильной расстановке знаков препинания для выделения обособленных определений, выраженных причастными оборотами, интонационно правильному произношению предложений с обособленными несогласованными определениями, выделению на письме несогласованных определений, объяснению условий обособления определения, нахождению определения, нуждающегося в обособлении, выделению их запятыми, графическому объяснению условия обособления

Планируемые результаты

Предметные: имеют представление о русском языке как языке русского народа, государственном языке Российской Федерации, средстве межнационального общения; связи языка и культуры народа; роли родного языка в жизни человека и общества. Владеют всеми видами речевой деятельности (аудирование и чтение: понимают содержание устного и письменного сообщения, владеют навыками информационной переработки прочитанного текста; говорение и письмо: способны свободно, правильно излагать свои мысли в устной форме, соблюдать нормы построения текста (логичность, последовательность, связность, соответствие теме и др.), выразить свое отношение к фактам и явлениям окружающей действительности; соблюдают основные пра^ вила орфографии и пунктуации; осуществляют речевой самоконтроль; владеют основами научных знаний о родном языке)

Метапредметные:

Познавательные - адекватно воспринимают содержание устного и письменного сообщения; знают разные виды чтения; способны извлекать информацию из различных источников; владеют приемами отбора и систематизации материала на определенную тему; способны свободно, правильно излагать свои мысли в устной форме; используют родной язык как средство получения знаний по другим учебным предметам.

Регулятивные - определяют цели деятельности, последовательность действий.

Коммуникативные - осуществляют коммуникативно-целесообразное взаимодействие с окружающими людьми в процессе речевого общения, совместного выполнения какой-либо задачи, участия в спорах, обсуждениях

Личностные: проявляют уважительное отношение к родному языку; стремятся к речевому самосовершенствованию; понимают определяющую роль родного языка в развитии интеллектуальных способностей; имеют объемный словарный запас; усваивают грамматические средства для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения; проявляют способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью

Образовательные ресурсы: текст для объяснительного диктанта; схема с условиями обособления определений; предложения для практической работы

Организационная структура урока

Этап урока

Содержание деятельности учителя

Содержание деятельности обучающихся (осуществляемые действия)

Формируемые способы деятельности

II. Актуализация опорных знаний.

1. Устный опрос.

2. Объяснительный диктант

Проводит устную разминку по правилам “Обособленные члены предложения”, “Алгоритмы выделения причастного и деепричастного оборотов”.

- Запишите текст, объясняя постановку знаков препинания при обособленных определениях и обстоятельствах, выраженных причастными и деепричастными оборотами.

ОСЕНЬ

Дождь копошился в опавших тополевых листьях, далеко усеявших гряды, и был он здесь слышнее, чем в поле. Пахло горьковатым палым листом и усталой землей, отработавшей свое. На старом подсолнухе, забытом у межи, тинькала синица. Прицепившись к его поникшей растрепанной голове, она теребила пустую жухлую решетку

Отвечают на вопросы учителя.

Записывают текст, находят причастные и деепричастные обороты, объясняют постановку знаков препинания

Формулируют ответы на поставленные учителем вопросы. Владеют базовыми предметными понятиями, способами конструктивного взаимодействия. Высказывают и аргументируют свою точку зрения на обсуждаемую проблему. Осуществляют контроль учебных действий

III. Работа по теме урока.

1. Работа с теоретическим материалом.

- На с. 164 прочитайте материал для самостоятельных наблюдений. Ответьте на вопросы учебника.

- Рассмотрите схему и назовите условия обособления определений. (См. Ресурсный материал.)

- На с. 166 прочитайте правила обособления согласованных определений.

Анализируют информацию, данную в учебнике. Работают со схемой. Закрепляют полученную информацию чтением теоретических сведений учебника.

Извлекают необходимую информацию из различных источников: учебника, ответов сверстников, уточнений и дополнений учителя. Владеют навыками работы с учебной статьей.

2. Практическая работа.

- Выделите обособленные определения и устно поясните причины обособления.

1. Нагретая солнцем, листва издавала скипидарный запах.

2. Увлекаемый волнами, он плыл все дальше и дальше.

3. С деревьев, окутанных легким туманом, и с папоротников сыпались крупные брызги.

4. Скоро забрезжило лесное озеро, сплошь розовое в закатном свете.

5. Путники, усталые и промокшие, вернулись домой.

6. Они, усталые, но счастливые, смотрели на солнце.

7. Бодрым просыпается путешественник, разбуженный утренними голосами птиц, пролетевших над самой палаткой.

Записывают предложения, выделяя обособленные определения.

Владеют базовыми предметными понятиями. Высказывают и аргументируют свою точку зрения на обсуждаемую проблему. Осуществляют контроль учебных действий.

3. Фронтальная работа

Дает задание выполнить упр. 295, 296

Письменно выполняют упражнения

Осуществляют контроль учебных действий

IV. Итог урока. Рефлексия учебной деятельности

- Что нового вы узнали на уроке?

Домашнее задание: § 48, упр. 292

Делают выводы и обобщения.

Записывают, задают уточняющие вопросы

Формулируют ответы на поставленные учителем вопросы. Принимают и сохраняют учебные задачи, осуществляют поиск средств их решения

Ресурсный материал

Обособленное определение