загрузка...

РУССКИЙ ЯЗЫК 8 класс - Технологические карты уроков по учебнику Л. А. Тростенцовой

ОДНОСОСТАВНЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ

Урок 39. РАССУЖДЕНИЕ (§ 36)

Тип урока: усвоение новых знаний

Педагогические задачи: создать условия для ознакомления с рассуждениями дедуктивного типа, рассуждениями-размышлениями и речевыми жанрами, в основе которых лежит рассуждение как тип текста (характеристика, сравнительная характеристика), рассуждениями на лингвистическую, морально-этическую тему

Планируемые результаты

Предметные: имеют представление о русском языке как языке русского народа, государственном языке Российской Федерации, средстве межнационального общения; связи языка и культуры народа; роли родного языка в жизни человека и общества. Владеют всеми видами речевой деятельности (аудирование и чтение: понимают содержание устного и письменного сообщения, владеют навыками информационной переработки прочитанного текста; говорение и письмо: способны свободно, правильно излагать свои мысли в устной форме, соблюдать нормы построения текста (логичность, последовательность, связность, соответствие теме и др.), выразить свое отношение к фактам и явлениям окружающей действительности; соблюдают основные правила орфографии и пунктуации; осуществляют речевой самоконтроль; владеют основами научных знаний о родном языке)

Метапредметные:

Познавательные - адекватно воспринимают содержание устного и письменного сообщения; знают разные виды чтения; способны извлекать информацию из различных источников; владеют приемами отбора и систематизации материала на определенную тему; способны свободно, правильно излагать свои мысли в устной форме; используют родной язык как средство получения знаний по другим учебным предметам.

Регулятивные - определяют цели деятельности, последовательность действий.

Коммуникативные - осуществляют коммуникативно-целесообразное взаимодействие с окружающими людьми в процессе речевого общения, совместного выполнения какой-либо задачи, участия в спорах, обсуждениях

Личностные: проявляют уважительное отношение к родному языку; стремятся к речевому самосовершенствованию; понимают определяющую роль родного языка в развитии интеллектуальных способностей; имеют объемный словарный запас; усваивают грамматические средства для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения; проявляют способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью

Образовательные ресурсы: тексты для анализа на каждого обучающегося; памятки «Как правильно критиковать людей»

Организационная структура урока

Этап урока

Содержание деятельности учителя

Содержание деятельности обучающихся (осуществляемые действия)

Формируемые способы деятельности

II. Работа по теме урока.

1. Работа со словарем.

- Приходилось ли вам в жизни дискутировать? (Какие синонимы мы можем подобрать к словудискутировать?) Получалось ли у вас грамотно вести спор? Убеждали ли вы своего собеседника в собственной правоте? Сегодня мы будем учиться это делать.

— Найдите в словаре значения слов: дискуссия, аргумент, тезис, позиция, оппонент, собеседник, полемика, вывод.

Отвечают на вопросы учителя. Работают с толковым словарем.

Формулируют ответы на поставленные учителем вопросы. Владеют конструктивными способами взаимодействия со сверстниками и взрослым, навыками работы со справочной литературой.

2. Работа с текстом.

3. Беседа

— Прочитайте текст. (См. Ресурсный материал.) Найдите в нем три составляющих рассуждения: тезис, аргументы, вывод.

- Какие существуют способы вести спор?

- Какой кажется вам наиболее приемлемым?

- Какие приемы можно использовать во время дискуссии?

- Приходится ли вам во время спора критиковать собеседника? Как это нужно делать? Составьте памятку

Работают с текстом. Находят тезис: существует множество разновидностей манеры вести спор.

Находят аргументы: одни держатся уважительно; другие чувствуют себя как на войне; третьи в грубой форме обрывают оппонента.

Владеют навыками работы с текстом, конструктивными способами взаимодействия со сверстниками и взрослым. Осуществляют логические действия.

Вывод: нужно понимать особенности ведения полемики оппонентом, чтобы лучше ориентироваться в споре. Отвечают на вопросы

Формулируют ответы на поставленные учителем вопросы. Владеют конструктивными способами взаимодействия со сверстниками и взрослым. Принимают и сохраняют учебную задачу

III. Составление рассуждения на заданную тему.

1. Подготовительная работа.

2. Написание сочинения-рассуждения

- Прочитайте текст упр. 206. Определите последовательность изложения мысли.

- Сейчас вам нужно будет написать сочинение-рассуждение о том, всегда ли нужно держать слово.

- Часто ли вы принимаете какие-то решения? Например, посадить дерево, посетить друга? Приведите примеры своих решений, которые вы исполнили.

- Бывает ли так, что начатое дело вы не доводили до конца? Что вы при этом испытывали?

- Подумайте, какие аргументы вы можете привести за или против утверждения, что данное слово нужно держать.

- Чем вы закончите свое рассуждение?

- Напишите сочинение-рассуждение о том, всегда ли нужно держать слово.

- Озаглавьте его

Читают текст упражнения. Выделяют тезис, аргументы, вывод. Участвуют в беседе, размышляют над вопросами учителя.

Пишут сочинение-рассуждение на заданную тему

Владеют навыками работы с текстом, конструктивными способами взаимодействия со сверстниками и взрослым. Принимают и сохраняют учебную задачу. Формулируют ответы на поставленные учителем вопросы. Высказывают и аргументируют свою точку зрения на обсуждаемую проблему.

Принимают и сохраняют учебную задачу. Осуществляют планирование, контроль и оценку учебных действий

IV. Итог урока. Рефлексия учебной деятельности

- Что нового вы узнали на уроке?

Домашнее задание: дописать сочинение-рассуждение

Делают выводы и обобщения. Записывают, задают уточняющие вопросы

Формулируют ответы на поставленные учителем вопросы. Принимают и сохраняют учебные задачи, осуществляют поиск средств их решения

Ресурсный материал

Знаете ли вы, что существует множество разновидностей манеры вести спор? Понаблюдайте за своими товарищами во время диспута, дискуссии, полемики - вы, конечно, убедитесь, что ведут они себя по-разному.

Одни, например, держатся уважительно по отношению друг к другу, не прибегая к нечестным приемам и уловкам, не допускают резкого тона. Они внимательно анализируют доводы, которые предлагает оппонент, и основательно аргументируют свою позицию. Как правило, во время такого спора стороны испытывают глубокое удовлетворение, желание разобраться в обсуждаемых проблемах.

Другие же, вступив в спор, начинают себя чувствовать как на войне, поэтому они применяют непозволительные уловки. Главное - наголову разбить противника, поставив его в невыгодное, с их точки зрения, положение. Значит, и вам нужно находиться в боевой готовности.

Наконец, есть и такие горе-спорщики, которые ведут себя самым непозволительным образом. Они в грубой форме обрывают оппонента, унижают его оскорбительными выпадами, говорят пренебрежительным или оскорбительным тоном, насмешливо переглядываются со слушателями, одним словом, ведут себя как невоспитанные люди.

Таким образом, поведение полемистов, безусловно, влияет на успех обсуждения, поэтому понимание особенностей манеры спорить, умение на лету уловить изменения в поведении своих оппонентов, конечно, позволяет лучше ориентироваться в споре, наиболее точно выбирать вариант собственного поведения и определять тактику в споре.

(По Л. Павловой.)





загрузка...
загрузка...