загрузка...

РУССКИЙ ЯЗЫК 8 класс - Технологические карты уроков по учебнику Л. А. Тростенцовой

ОДНОСОСТАВНЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ

Урок 38. БЕЗЛИЧНЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ (§ 35)

Тип урока: усвоение новых знаний

Педагогические задачи: создать условия для обучения разграничению безличных предложений, обозначающих состояния природы и человека; нахождению главного члена безличных предложений, определению способа его выражения; использованию безличных предложений в заданной речевой ситуации, двусоставных и односоставных безличных предложений как синтаксических синонимов; различению разных способов выражения главного члена безличного предложения; нахождению безличных предложений, выступающих в роли побудительных, определению способа выражения их главного члена, правильному интонированию данных предложений

Планируемые результаты

Предметные: имеют представление о русском языке как языке русского народа, государственном языке Российской Федерации, средстве межнационального общения; связи языка и культуры народа; роли родного языка в жизни человека и общества. Владеют всеми видами речевой деятельности (аудирование и чтение: понимают содержание устного и письменного сообщения, владеют навыками информационной переработки прочитанного текста; говорение и письмо: способны свободно, правильно излагать свои мысли в устной форме, соблюдать нормы построения текста (логичность, последовательность, связность, соответствие теме и др.), выразить свое отношение к фактам и явлениям окружающей действительности; соблюдают основные правила орфографии и пунктуации; осуществляют речевой самоконтроль; владеют основами научных знаний о родном языке)

Метапредметные:

Познавательные - адекватно воспринимают содержание устного и письменного сообщения; знают разные виды чтения; способны извлекать информацию из различных источников; владеют приемами отбора и систематизации материала на определенную тему; способны свободно, правильно излагать свои мысли в устной форме; используют родной язык как средство получения знаний по другим учебным предметам.

Регулятивные - определяют цели деятельности, последовательность действий.

Коммуникативные - осуществляют коммуникативно-целесообразное взаимодействие с окружающими людьми в процессе речевого общения, совместного выполнения какой-либо задачи, участия в спорах, обсуждениях

Личностные: проявляют уважительное отношение к родному языку; стремятся к речевому самосовершенствованию; понимают определяющую роль родного языка в развитии интеллектуальных способностей; имеют объемный словарный запас; усваивают грамматические средства для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения; проявляют способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью

Образовательные ресурсы: глаголы для работы с морфемным составом слова, предложения для диктанта с грамматическим заданием

Организационная структура урока

Этап урока

Содержание деятельности учителя

Содержание деятельности обучающихся (осуществляемые действия)

Формируемые способы деятельности

II. Актуализация опорных знаний.

Работа с морфемным составом слов

- Сделайте морфемный разбор слова безличный.

- Опираясь на морфемный состав, определите значение этого слова.

- Вставьте пропущенные буквы. Определите лицо данных глаголов: хоч..т, дума..т, вид..т, пиш..т, слыш..т.

- От данных глаголов образуйте глаголы с суффиксом -ся.

- Как изменилась категория лица в данных глаголах?

Разбирают слово по составу, графически обозначают морфемы. Дают определение слова: без лица.

Вставляют пропущенные буквы, определяют лицо глаголов.

Образуют глаголы: хочется, думается, видится, пишется, слышится.

- Суффикс -ся превращает личные глаголы в безличные

Владеют базовыми предметными понятиям, способами конструктивного взаимодействия со сверстниками и учителем. Формулируют ответы на поставленные учителем вопросы. Осуществляют логические действия, контроль учебных действий

III. Формирование новых знаний.

Самостоятельные наблюдения обучающихся

- На с. 110 учебника в материалах для самостоятельных наблюдений найдите предложение с безличным глаголом.

- Есть ли в этом предложении подлежащее? Можно ли употребить здесь подлежащее? Двусоставное оно или односоставное? Называется ли в этом предложении тот, кто производит действие? Почему это предложение называется безличным?

- Прочитайте остальные предложения. Называется ли в них лицо? Двусоставные они или односоставные? Почему их называют безличными?

- На основе проведенного анализа сформулируйте определение безличных предложений.

- Во всех ли безличных предложениях, приведенных на с. 110, главный член выражен безличным глаголом?

- Прочитайте на с. 111 теоретические сведения о том, чем может быть выражен главный член безличного предложения. Найдите соответствующие примеры

Выделяют предложение: Зимой рано смеркается. Приходят к выводу, что в этом предложении нет и не может быть подлежащего. Оно односоставное. Лицо, которое производит действие, не называется и не может быть названо, поэтому данное предложение называют безличным.

Те же выводы делают в результате работы с другими предложениями.

Формулируют определение: безличное предложение - односоставное предложение, в котором не называется тот, кто производит действие.

- Главный член безличного предложения может быть выражен не только безличным глаголом.

Читают теоретические сведения и находят примеры для каждого случая

Владеют навыками работы с материалом учебника, базовыми предметными понятиями, способами конструктивного взаимодействия со сверстниками и учителем. Формулируют ответы на поставленные учителем вопросы. Извлекают необходимую информацию из различных источников: учебника, ответов сверстников, уточнений и дополнений учителя. Осуществляют логические действия, контроль учебных действий

IV. Работа по теме

урока.

1. Фронтальная работа.

2. Работа по вариантам.

3. Диктант с грамматическим заданием

Дает задание выполнить упр. 199.

- Выпишите сначала безличные предложения, которые обозначают состояние природы, затем безличные предложения, обозначающие состояние человека. Подчеркните главный член и определите, чем он выражен. Какой способ выражения главного члена не представлен?

Объясняет задания упражнений, разбирает примеры, приведенные в образцах.

I вариант - упр. 201.

II вариант - упр. 202.

После выполнения упражнений проводит проверку.

- Запишите предложения, подчеркните главные члены, составьте схемы. Определите виды односоставных предложений.

1. Мне стало душно, и я открыл окно.

2. Была середина июля, дождя давно не было.

3. Мне говорили, что он занимается в секции самбо.

4. В передней позвонили, и сестра пошла открывать.

5. Смеркалось, и на улице зажгли фонари.

6. Зайди ко мне, и я дам тебе интересную книгу

Выполняют задание упражнения.

Приходят к выводу, что в упражнении нет предложения, в котором главный член выражен существительным в родительном падеже с ни или не.

Двое учеников работают на закрытых досках, остальные - по вариантам в тетрадях.

Проверяют правильность выполнения задания.

Записывают предложения, выполняют задание учителя

Владеют базовыми предметными понятиями, навыками самостоятельной работы, способами

конструктивного взаимодействия. Формулируют ответы на поставленные учителем вопросы.

Владеют навыками самостоятельной работы. Осуществляют контроль и проверку учебных действий.

Владеют базовыми предметными понятиями, навыками самостоятельной работы. Осуществляют контроль и оценку учебных действий. Адекватно реагируют на оценку сверстников и учителя. Принимают и сохраняют учебные задачи

V. Итог урока.

- Что нового вы узнали на уроке?

Делают выводы и обобщения.

Записывают, задают уточняющие вопросы

Формулируют ответы на поставленные учителем вопросы. Принимают и сохраняют учебные задачи, осуществляют поиск средств их решения

Рефлексия учебной деятельности

Домашнее задание: § 35, упр. 203





загрузка...
загрузка...