загрузка...

РУССКИЙ ЯЗЫК 8 класс - Технологические карты уроков по учебнику Л. А. Тростенцовой

ОДНОСОСТАВНЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ

Урок 36. НЕОПРЕДЕЛЕННО-ЛИЧНЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ (§ 33)

Тип урока: усвоение новых знаний

Педагогические задачи: создать условия для обучения распознаванию неопределенно-личных предложений, нахождению их главного члена, определению способа его выражения, разграничению неопределенно-личных и определенно-личных предложений с обобщенным значением

Планируемые результаты

Предметные: имеют представление о русском языке как языке русского народа, государственном языке Российской Федерации, средстве межнационального общения; связи языка и культуры народа; роли родного языка в жизни человека и общества. Владеют всеми видами речевой деятельности (аудирование и чтение: понимают содержание устного и письменного сообщения, владеют навыками информационной переработки прочитанного текста; говорение и письмо: способны свободно, правильно излагать свои мысли в устной форме, соблюдать нормы построения текста (логичность, последовательность, связность, соответствие теме и др.), выразить свое отношение к фактам и явлениям окружающей действительности; соблюдают основные правила орфографии и пунктуации; осуществляют речевой самоконтроль; владеют основами научных знаний о родном языке)

Метапредметные:

Познавательные - адекватно воспринимают содержание устного и письменного сообщения; знают разные

виды чтения; способны извлекать информацию из различных источников; владеют приемами отбора и систематизации материала на определенную тему; способны свободно, правильно излагать свои мысли в устной форме; используют родной язык как средство получения знаний по другим учебным предметам.

Регулятивные - определяют цели деятельности, последовательность действий.

Коммуникативные - осуществляют коммуникативно-целесообразное взаимодействие с окружающими людьми в процессе речевого общения, совместного выполнения какой-либо задачи, участия в спорах, обсуждениях

Личностные: проявляют уважительное отношение к родному языку; стремятся к речевому самосовершенствованию; понимают определяющую роль родного языка в развитии интеллектуальных способностей; имеют объемный словарный запас; усваивают грамматические средства для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения; проявляют способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью

Образовательные ресурсы: отрывок из стихотворения для лингвистической разминки; предложения для сравнительной работы; предложения для самостоятельной работы

Организационная структура урока

Этап урока

Содержание деятельности учителя

Содержание деятельности обучающихся (осуществляемые действия)

Формируемые способы деятельности

II. Актуализация опорных знаний.

Лингвистическая

разминка

- Выразительно прочитайте отрывок из стихотворения. Сколько простых односоставных предложений вы нашли в отрывке? Подчеркните главные члены. Чем они выражены? Указывают ли глаголы, которыми выражены главные члены, на конкретное лицо? Определите вид односоставных предложений, представленных в отрывке. Объясните постановку знаков препинания, постановку мягкого знака в глаголе вспомнишь.

Вспомнишь разлуку с улыбкою странной,

Многое вспомнишь родное, далекое,

Слушая ропот колес непрестанный,

Глядя задумчиво в небо высокое.

(И. Тургенев.)

Один ученик работает у доски: выразительно читает стихотворение, подчеркивает главные члены предложения. Остальные участвуют в обсуждении. Приходят к выводу, что это сложное предложение, состоящее из двух определенно-личных предложений, так как главный член предложения выражен глаголом в форме 2-го лица изъявительного наклонения и называет действие, совершаемое говорящим. Запятые ставятся между частями сложного предложения, однородными членами и выделяют деепричастные обороты

Владеют способами конструктивного взаимодействия со сверстниками и взрослыми, базовыми предметными понятиями. Формулируют ответы на поставленные учителем вопросы. Высказывают и аргументируют свою точку зрения на обсуждаемую проблему. Осуществляют логические действия, контроль и оценку учебных действий

III. Работа по теме урока.

1. Работа с теоретическим материалом.

- Прочитайте предложения, данные на с. 108 учебника. Определите, какие предложения двусоставные, какие - односоставные.

- В каких предложениях действующее лицо названо, а в каких не названо и мыслится неопределенно?

- На с. 108 прочитайте теоретические сведения и скажите, как называют такие односоставные предложения.

- Опираясь на теоретические сведения, скажите, чем может быть выражен главный член неопределенно-личного предложения? Чем выражен главный член предложения в вышеприведенных примерах?

Читают предложения и сравнивают их. Приходят к выводу, что в первом столбике даны двусоставные предложения, а во втором - односоставные. В двусоставных предложениях действующее лицо названо, а в односоставных нет: неясно, кто выполняет действие.

Читают теоретические сведения, выясняют, что такое неопределенно- личные предложения. Доказывают, что данные односоставные предложения являются неопределенно-личными:

Владеют базовыми предметными понятиями, способами конструктивного взаимодействия со сверстниками и учителем. Формулируют ответы на поставленные учителем вопросы. Извлекают необходимую информацию из различных источников: учебника, ответов сверстников, уточнений и дополнений учителя.

2. Фронтальная работа

Дает задание выполнить упр. 190.

- Спишите. Подчеркните главные члены предложения; укажите, чем они выражены. Назовите неопределенно- личные предложения

Списывают, подчеркивают главные члены, определяют, чем они выражены. Находят неопределенно-личные предложения

Владеют базовыми предметными понятиями, конструктивными способами взаимодействия

IV. Закрепление изученного материала.

1. Сравнение разных видов односоставных предложений.

— Найдите соответствия.

а) Век живи, век учись.

б) Теплая южная ночь.

в) Вокруг говорят о предстоящих заморозках.

г) Люблю утреннюю прохладу на реке.

Определенно-личное предложение; неопределенно-личное предложение; назывное предложение

Читают предложения, находят соответствия, выписывают в тетрадь, подчеркивают главные члены, указывают вид предложения.

Владеют способами конструктивного взаимодействия со сверстниками и учителем, базовыми предметными понятиями. Осуществляют логические действия, контроль учебных действий.

2. Самостоятельная работа

- Спишите, обозначьте, какой формой глагола выражен главный член в неопределенно-личных предложениях.

1. Мудрого и без слов узнают.

2. (Не)всякий гриб в лукошко кладут.

3. Знай больше, да говори мен..ше.

4. Хлеб-соль еш(?), а правду реж(?).

5. Умную голову почитают (с)молоду.

6. С людьми с..ветуйся, а своего ума (не)теряй.

7. Друга на деньги (не)куп..шь.

8. В лес дров (не)возят.

9. Рваным нев..дом рыбу (не)лов..т.

10. Лежа хлеб (не)добуд..шь

Самостоятельно работают с предложениями. Указывают, какой формой глагола выражен главный член в неопределенно-личных предложениях. Вставляют пропущенные буквы, раскрывают скобки

Владеют навыками самостоятельной работы. Осуществляют контроль и оценку учебных действий. Адекватно реагирует на оценку сверстников и учителя

V. Итог урока. Рефлексия учебной деятельности

- Что нового вы узнали на уроке?

Домашнее задание: § 33, упр. 191. Принести на следующий урок инструкцию по эксплуатации различной техники или рекомендации по использованию того или иного предмета

Делают выводы и обобщения. Записывают, задают уточняющие вопросы

Формулируют ответы на поставленные учителем вопросы. Принимают и сохраняют учебные задачи. Осуществляют поиск средств их решения





загрузка...
загрузка...