загрузка...

РУССКИЙ ЯЗЫК 8 класс - Технологические карты уроков по учебнику Л. А. Тростенцовой

ОДНОСОСТАВНЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ

Урок 34. НАЗЫВНЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ (§ 31)

Тип урока: усвоение новых знаний

Педагогические задачи: создать условия для обучения распознаванию назывных предложений, нахождению их главного члена, определению способов его выражения, разграничению главного члена назывного предложения и подлежащего двусоставного предложения, определению роли назывного предложения в художественном тексте (указание на время, место действия, фрагментарность воспоминаний, ремарка)

Планируемые результаты

Предметные: имеют представление о русском языке как языке русского народа, государственном языке Российской Федерации, средстве межнационального общения; связи языка и культуры народа; роли родного языка в жизни человека и общества. Владеют всеми видами речевой деятельности (аудирование и чтение: понимают содержание устного и письменного сообщения, владеют навыками информационной переработки прочитанного текста; говорение и письмо: способны свободно, правильно излагать свои мысли в устной форме, соблюдать нормы построения текста (логичность, последовательность, связность, соответствие теме и др.), выразить свое отношение к фактам и явлениям окружающей действительности; соблюдают основные правила орфографии и пунктуации; осуществляют речевой самоконтроль; владеют основами научных знаний о родном языке)

Метапредметные:

Познавательные - адекватно воспринимают содержание устного и письменного сообщения; знают разные виды чтения; способны извлекать информацию из различных источников; владеют приемами отбора и систематизации материала на определенную тему; способны свободно, правильно излагать свои мысли в устной форме; используют родной язык как средство получения знаний по другим учебным предметам.

Регулятивные - определяют цели деятельности, последовательность действий.

Коммуникативные - осуществляют коммуникативно-целесообразное взаимодействие с окружающими людьми в процессе речевого общения, совместного выполнения какой-либо задачи, участия в спорах, обсуждениях

Личностные: проявляют уважительное отношение к родному языку; стремятся к речевому самосовершенствованию; понимают определяющую роль родного языка в развитии интеллектуальных способностей; имеют объемный словарный запас; усваивают грамматические средства для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения; проявляют способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью

Образовательные ресурсы: предложения для синтаксической разминки; отрывки из стихотворений С. Есенина и А. Фета, содержащие назывные предложения

Организационная структура урока

Этап урока

Содержание деятельности учителя

Содержание деятельности обучающихся (осуществляемые действия)

Формируемые способы деятельности

II. Актуализация опорных знаний.

Синтаксическая

разминка

- Разделите тетрадь на два столбика. В левый запишите односоставные предложения, в правый - двусоставные.

1. Дорожки парка каждое утро посыпали песком.

2. Клюкву собирают поздней осенью.

3. Клюква - болотная ягода.

4. Хотелось бы мне с вами поговорить.

5. Ни души!

6. Не позволяй душе лениться!

7. Душа обязана трудиться.

8. А ты хватай ее за плечи, учи и мучай дотемна...

9. Не уходи, побудь со мною...

10. Я вас любил.

- Проверьте себя с помощью записей на доске

Один ученик выполняет задание у доски, остальные - в тетрадях. Записывают предложения, распределяя их по двум столбикам. Проверяют ошибки

Владеют базовыми предметными понятиями, навыками самоконтроля учебных действий. Осуществляют контроль и оценку учебных действий

III. Работа по теме

урока.

1. Работа с теоретическим материалом.

- Проанализируйте примеры, данные на с. 101 учебника.

- В каких односоставных предложениях главный член

выражен существительным в именительном падеже,

а в каких - сочетанием существительного с числительным?

- Прочитайте теоретические сведения на с. 101 и скажите, как называют такие предложения.

- Что показывают назывные предложения?

Анализируют примеры, находят предложения с главным членом, выраженным  существительным в именительном падеже, и сочетанием существительного с числительным.

Читают теоретические сведения; узнают, что такие предложения относятся к назывным и показывают, что события, явления, предметы, названные главным членом, существуют.

Владеют навыками работы с учебником. Извлекают необходимую информацию из различных источников: учебника,

ответов сверстников, уточнений

и дополнений учителя. Формулируют ответы на поставленные

учителем вопросы.

2. Самостоятельные

наблюдения

- Назывные предложения часто составляют цепочки;

каждое звено-предложение рисует отдельную деталь, из которой складывается общая картина.

Например: Мелколесье, степь и дали. Свет луны во все концы. Вот опять вдруг зарыдали заливные бубенцы.

(С. Есенин.) Картина, созданная при помощи назывных

предложений, статична, она не изменяется. Почему?

- Прочитайте еще один отрывок, включающий назывные предложения. С какой интонацией вы его прочитаете? Как вы думаете, почему поэты часто прибегают к использованию назывных предложений в стихотворениях?

Шепот, робкое дыханье,

Трели соловья,

Серебро и колыханье

Сонного ручья,

Свет ночной, ночные тени,

Тени без конца,

Ряд волшебных изменений

Милого лица,

В дымных тучках пурпур розы,

Отблеск янтаря,

И лобзания, и слезы,

И заря, заря!..

(А. Фет.)

Читают отрывок из стихотворения

Высказывают и аргументируют

свою точку зрения на обсуждаемую проблему. Осуществляют логические действия. Владеют способами конструктивного взаимодействия, базовыми предметными понятиями

С. Есенина, записанный на доске.

- В назывных предложениях нет

и не может быть глаголов - носителей временных показателей.

Читают отрывок из стихотворения. Приходят к выводу, что назывные предложения произносятся в замедленном темпе. Поэты используют их как выразительное средство языка

V. Итог урока. Рефлексия учебной деятельности

- Что такое назывные предложения?

Домашнее задание: § 31; упр. 178, 179 (по выбору обучающихся)

Делают выводы и обобщения. Записывают, задают уточняющие вопросы

Формулируют ответы на поставленные учителем вопросы. Принимают и сохраняют учебные задачи. Осуществляют поиск средств их решения





загрузка...
загрузка...