загрузка...

РУССКИЙ ЯЗЫК 8 класс - Технологические карты уроков по учебнику Л. А. Тростенцовой

ОДНОСОСТАВНЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ

Урок 33. ГЛАВНЫЙ ЧЛЕН ОДНОСОСТАВНОГО ПРЕДЛОЖЕНИЯ (§ 30)

Тип урока: усвоение новых знаний

Педагогические задачи: создать условия для обучения разграничению двусоставных и односоставных предложений, определению способа выражения главного члена односоставных предложений; способствовать формированию умений различать распространенные и нераспространенные односоставные предложения, распространять нераспространенные односоставные предложения

Планируемые результаты

Предметные: имеют представление о русском языке как языке русского народа, государственном языке Российской Федерации, средстве межнационального общения; связи языка и культуры народа; роли родного языка в жизни человека и общества. Владеют всеми видами речевой деятельности (аудирование и чтение: понимают содержание устного и письменного сообщения, владеют навыками информационной переработки прочитанного текста; говорение и письмо: способны свободно, правильно излагать свои мысли в устной форме, соблюдать нормы построения текста (логичность, последовательность, связность, соответствие теме и др.), выразить свое отношение к фактам и явлениям окружающей действительности; соблюдают основные правила орфографии и пунктуации; осуществляют речевой самоконтроль; владеют основами научных знаний о родном языке)

Метапредметные:

Познавательные - адекватно воспринимают содержание устного и письменного сообщения; знают разные виды чтения; способны извлекать информацию из различных источников; владеют приемами отбора и систематизации материала на определенную тему; способны свободно, правильно излагать свои мысли в устной форме; используют родной язык как средство получения знаний по другим учебным предметам.

Регулятивные - определяют цели деятельности, последовательность действий.

Коммуникативные - осуществляют коммуникативно-целесообразное взаимодействие с окружающими людьми в процессе речевого общения, совместного выполнения какой-либо задачи, участия в спорах, обсуждениях

Личностные: проявляют уважительное отношение к родному языку; стремятся к речевому самосовершенствованию; понимают определяющую роль родного языка в развитии интеллектуальных способностей; имеют объемный словарный запас; усваивают грамматические средства для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения; проявляют способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью

Образовательные ресурсы: отрывок из стихотворения К. Бальмонта «Безглагольность» (на доске)

Организационная структура урока

Этап урока

Содержание деятельности учителя

Содержание деятельности обучающихся (осуществляемые действия)

Формируемые способы деятельности

II. Работа над ошибками

Организует работу над ошибками, допущенными в диктанте

Анализируют ошибки, допущенные в диктанте, исправляют их

Владеют способами конструктивного взаимодействия со сверстниками и взрослыми

III. Работа по теме урока.

1. Постановка проблемного вопроса.

— Прочитайте в § 13 учебника сведения о двусоставных и односоставных предложениях. Чем они отличаются друг от друга?

- Посмотрите на предложения, приведенные на с. 99 учебника. В какой колонке двусоставные, а в какой - односоставные предложения?

- Назовите главные члены двусоставных предложений.

- Русский язык продолжает развиваться. И несмотря

на то, что лингвисты уже раскрыли много загадок, которые он в себе таит, остаются спорные вопросы. С некоторыми из них вы уже сталкивались. Например, до сих пор ведутся споры о функции -ть в словах: окончание это или суффикс? К каким частям речи относить местоимение: самостоятельным или служебным? Язык развивается, и это позволяет ученым открывать в нем новые возможности, по-новому рассматривать те или иные нюансы в его изучении.

С одним из таких нюансов мы сегодня столкнемся.

В односоставных предложениях выделяют лишь один главный член. По школьной традиции, как и в двусоставном, этот член предложения относят или к подлежащему, или к сказуемому. В учебнике дается новая трактовка главных членов односоставного предложения. Прочитайте теоретические сведения на с. 99 учебника. Как, согласно учебнику, выделяется графически главный член односоставного предложения? Как вы думаете, могут ли возникнуть сложности при отнесении главного члена односоставного предложения к подлежащему или сказуемому?

- О чем говорится в предложении: На небе ни облачка? Об облаках или о том, что их нет? В чем сложность выделения здесь подлежащего или сказуемого?

- По школьной традиции мы будем учиться выделять

в односоставных предложениях подлежащее или сказуемое, но не забывайте, что есть и другая трактовка.

- Посмотрите еще раз на односоставные предложения на с. 99 и скажите, чем выражен в них главный член?

Работают с теоретическими сведениями учебника, отвечают на вопросы учителя.

Сравнивают предложения, находят двусоставные и односоставные. Называют грамматическую основу каждого двусоставного предложения. Читают теоретические сведения учебника и приходят к выводу, что главный член односоставного предложения нельзя назвать ни подлежащим, ни сказуемым, на письме он обозначается тремя прямыми линиями.

Извлекают необходимую информацию из различных источников: учебника, ответов сверстников, уточнений и дополнений учителя.

Владеют способами конструктивного взаимодействия со сверстниками и учителем, навыками работы с учебником, базовыми предметными понятиями. Формулируют ответы на поставленные учителем вопросы. Высказывают и аргументируют свою точку зрения на обсуждаемую проблему. Умеют слушать.

2. Практическая работа.

Дает задание выполнить упр. 171.

- Спишите, подчеркивая главные члены предложений. Укажите, какими частями речи выражены главные члены предложений.

Выполняют упражнение по рядам.

Владеют навыками самостоятельной работы. Осуществляют контроль и оценку учебных действий.

3. Самостоятельные

- Рассмотрите предложения на с. 100 учебника.

Читают предложения на с. 100.

Владеют навыками работы с учебником. Высказывают и аргументируют свою точку зрения на обсуждаемую проблему. Осуществляют логические действия.

наблюдения.

- Какие это предложения: односоставные или двусоставные? Докажите свою мысль.

- Чем отличаются предложения в правом и левом столбцах?

- Сделайте вывод: могут ли односоставные предложения быть распространенными?

Отмечают, что в обоих столбцах даются односоставные предложения, так как в каждом из них один главный член. Находят второстепенные члены предложения.

- Односоставные предложения могут быть распространенными и нераспространенными.

4. Устная работа.

- Прочитайте отрывок из стихотворения К. Бальмонта:

Недвижный камыш.

Не трепещет осока.

Глубокая тишь.

Безглагольность покоя.

Луга убегают далеко-далеко.

Во всем утомленье, глухое, немое.

- Укажите односоставные предложения. В каждом предложении найдите главный и второстепенные члены. Какой частью речи они выражены?

Читают отрывок из стихотворения.

Один ученик работает у доски, остальные - устно на местах. Подчеркивают главные и второстепенные члены в предложениях; называют части речи, которыми они выражены

Владеют способами конструктивного взаимодействия со сверстниками и взрослыми, базовыми предметными понятиями. Формулируют ответы на поставленные учителем вопросы. Осуществляют контроль учебных действий.

5. Самостоятельная работа

Дает задание выполнить упр. 172

Выполняют задание упражнения

Осуществляют контроль и оценку учебных действий. Владеют навыками самостоятельной работы

IV. Итог урока. Рефлексия учебной деятельности

- Чем отличаются двусоставные и односоставные предложения? Что в них общего?

Делают выводы и обобщения.

Записывают, задают уточняющие вопросы

Формулируют ответы на поставленные вопросы. Принимают и сохраняют учебные задачи. Осуществляют поиск средств их решения

Домашнее задание: § 30, упр. 173





загрузка...
загрузка...