загрузка...

РУССКИЙ ЯЗЫК 8 класс - Технологические карты уроков по учебнику Л. А. Тростенцовой

ДВУСОСТАВНЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ

Второстепенные члены предложения

Урок 27. ПРИЛОЖЕНИЕ. ЗНАКИ ПРЕПИНАНИЯ ПРИ НЕМ (§ 26)

Тип урока: усвоение новых знаний

Педагогические задачи: создать условия для ознакомления со способами выражения приложения, правилами постановки дефиса при приложении, согласования имен собственных, выступающих в роли приложения, с определяемым словом; обучения нахождению в предложении приложения и определяемого слова и различению их, использованию приложения в речи

Планируемые результаты

Предметные: имеют представление о русском языке как языке русского народа, государственном языке Российской Федерации, средстве межнационального общения; связи языка и культуры народа; роли родного языка в жизни человека и общества. Владеют всеми видами речевой деятельности (аудирование и чтение: понимают содержание устного и письменного сообщения, владеют навыками информационной переработки прочитанного текста; говорение и письмо: способны свободно, правильно излагать свои мысли в устной форме, соблюдать нормы построения текста (логичность, последовательность, связность, соответствие теме и др.), выразить свое отношение к фактам и явлениям окружающей действительности; соблюдают основные правила орфографии и пунктуации; осуществляют речевой самоконтроль; владеют основами научных знаний о родном языке)

Метапредметные:

Познавательные - адекватно воспринимают содержание устного и письменного сообщения; знают разные виды чтения; способны извлекать информацию из различных источников; владеют приемами отбора и систематизации материала на определенную тему; способны свободно, правильно излагать свои мысли в устной форме; используют родной язык как средство получения знаний по другим учебным предметам.

Регулятивные - определяют цели деятельности, последовательность действий.

Коммуникативные - осуществляют коммуникативно-целесообразное взаимодействие с окружающими людьми в процессе речевого общения, совместного выполнения какой-либо задачи, участия в спорах, обсуждениях

Личностные: проявляют уважительное отношение к родному языку; стремятся к речевому самосовершенствованию; понимают определяющую роль родного языка в развитии интеллектуальных способностей; имеют объемный словарный запас; усваивают грамматические средства для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения; проявляют способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью

Образовательные ресурсы: Егорова, Н. В. Поурочные разработки по русскому языку. 8 класс / Н. В. Егорова. М.: ВАКО, 2005; словосочетания для лингвистической разминки; таблица «Приложение»; примеры сочетаний с приложениями на доске; материал для записи под диктовку

Организационная структура урока

Этап урока

Содержание деятельности учителя

Содержание деятельности обучающихся (осуществляемые действия)

Формируемые способы деятельности

II. Актуализация опорных знаний.

Лингвистическая

разминка

- Образуйте, где это возможно, несогласованные определения от согласованных.

Кофейная чашка, полосатая юбка, ключ от замка, громкоголосый оратор, воронье гнездо, двенадцатираундовый бой, очковая змея, компьютерный диск, медвежья услуга

Чашка для кофе, юбка в полоску, оратор с громким голосом, гнездо вороны, бой в двенадцать раундов, диск для компьютера.Отмечают, что остальные словосочетания не имеют синонимов, так как нет словосочетания замочный ключ, очковая змея - название биологического вида, медвежья услуга - фразеологизм

Владеют базовыми предметными понятиями, способами конструктивного взаимодействия со сверстниками и учителем. Осуществляют логические действия

III. Работа по теме

урока.

1. Работа с теоретическим материалом.

- Прочитайте теоретический материал § 26.

- Какой частью речи выражены приложения?

- Что обозначают приложения?

- Почему приложение относят к виду определения?

- Найдите в теоретических сведениях пример, когда приложение заключается в кавычки. Сформулируйте правило, когда приложения пишутся в кавычках.

- Рассмотрите таблицу и расскажите правило постановки дефиса в приложениях. (См. Ресурсный материал.)

Анализируют материал, предложенный в учебнике и таблице.

Формулируют ответы на поставленные учителем вопросы. Извлекают необходимую информацию из различных источников: ответов сверстников, уточнений учителя, сведений из таблицы. Владеют способами конструктивного взаимодействия со сверстниками и учителем.

2. Тренировочное

упражнение

На доске: гриб-красавец, дуб-великан, учёный-медик,

художник-самоучка, летчик-испытатель, глазки-бусинки, девочка-подросток.

- Найдите приложения и подчеркните их волнистой линией. Чем они выражены?

- Объясните постановку дефиса в них.

- Как можно объяснить дефис в сочетании глазки-бусинки? (Это метафора, сравнительный союз «как» опущен, на его месте стоит дефис.)

- Составьте предложения с каждым приложением

Находят приложения, выделяют их графически. Применяют правило. Составляют предложения

Формулируют ответы на поставленные учителем вопросы. Владеют навыками самостоятельной работы, способами конструктивного взаимодействия со сверстниками и учителем. Высказывают и аргументируют свою точку зрения на обсуждаемую проблему

IV. Закрепление изученного материала.

1. Фронтальная работа.

Дает задание выполнить упр. 140, 141.

Упр. 140. В выделенных словосочетаниях указывают определяемое слово и приложение.

Упр. 141. К выделенным существительным подбирают приложения в соответствии со значениями, указанными в скобках.

Владеют способами конструктивного взаимодействия со сверстниками и учителем. Осуществляют логические действия.

2. Самостоятельная

работа

- Запишите под диктовку: паучок-парашютист, река Ока, белка-грызунья, студенты-победители, город-герой, Нева-красавица, газета «Известия».

- Обозначьте графически приложения

Записывают под диктовку, графически выделяют приложения

Владеют навыками контроля

и оценки учебных действий, самостоятельной работы

V. Итог урока. Рефлексия учебной деятельности

- Что обозначает приложение?

- Опираясь на таблицу, расскажите о постановке дефиса в приложениях.

Домашнее задание: § 26, упр. 142

Делают выводы и обобщения.

Записывают, задают уточняющие вопросы

Формулируют ответы на вопросы. Владеют навыками контроля и оценки учебных действий

Ресурсный материал

Приложение

Пишется дефис

Не пишется дефис

1. Научные термины (бабочка-капустница, жук-олень, рак-отшельник)

1. У нарицательных существительных родовое понятие следует за видовым (дерево береза, цветок ромашка)

2. Названия специальностей (врач-терапевт, ученый-филолог)

2. Первое существительное можно заменить прилагательным (красавец мужчина - красивый мужчина)

3. Нарицательное существительное стоит после имени собственного и тесно сливается с ним по смыслу (Москва-река)

3. Имя собственное стоит после нарицательного (река Москва)

4. Указывает на возраст, национальность, родство (бабушка-чешка)





загрузка...
загрузка...