загрузка...

РУССКИЙ ЯЗЫК 8 класс - Технологические карты уроков по учебнику Л. А. Тростенцовой

СИНТАКСИС. ПУНКТУАЦИЯ. КУЛЬТУРА РЕЧИ

Урок 14. СИНТАКСИЧЕСКИЕ СВЯЗИ СЛОВ В СЛОВОСОЧЕТАНИЯХ (§ 11). СИНТАКСИЧЕСКИЙ РАЗБОР СЛОВОСОЧЕТАНИЙ (§ 12)

Тип урока: усвоение новых знаний

Педагогические задачи: создать условия для ознакомления обучающихся со способом связи главного и зависимого слова в словосочетании, видами подчинительной связи (согласование, управление, примыкание), со средствами связи слов в словосочетаниях разных видов (предложно-падежные формы, смысл); обучения определению вида подчинительной связи и средства связи слов в словосочетании, составлению словосочетания с заданным видом связи, разграничению словосочетания и сочетания слов, не являющихся словами самостоятельных частей речи, проведению устного и письменного разбора словосочетания. Способствовать развитию познавательных психических процессов. Содействовать воспитанию уважительного отношения к русскому языку

Планируемые результаты

Предметные: имеют представление о русском языке как языке русского народа, государственном языке Российской Федерации, средстве межнационального общения; связи языка и культуры народа; роли родного языка в жизни человека и общества. Владеют всеми видами речевой деятельности (аудирование и чтение: понимают содержание устного и письменного сообщения,

владеют навыками информационной переработки прочитанного текста; говорение и письмо: способны свободно, правильно излагать свои мысли в устной форме, соблюдать нормы построения текста (логичность, последовательность, связность, соответствие теме и др.), выразить свое отношение к фактам и явлениям окружающей действительности; соблюдают основные правила орфографии и пунктуации; осуществляют речевой самоконтроль; владеют основами научных знаний о родном языке

Метапредметные:

Познавательные - адекватно воспринимают содержание устного и письменного сообщения; знают разные виды чтения; способны извлекать информацию из различных источников; владеют приемами отбора и систематизации материала на определенную тему; способны свободно, правильно излагать свои мысли в устной форме; используют родной язык как средство получения знаний по другим учебным предметам.

Регулятивные - определяют цели деятельности, последовательность действий.

Коммуникативные - осуществляют коммуникативно-целесообразное взаимодействие с окружающими людьми в процессе речевого общения, совместного выполнения какой-либо задачи, участия в спорах, обсуждениях

Личностные: проявляют уважительное отношение к родному языку; стремятся к речевому самосовершенствованию; понимают определяющую роль родного языка в развитии интеллектуальных способностей; имеют объемный словарный запас; усваивают грамматические средства для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого Общения; проявляют способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью

Образовательные ресурсы: примеры словосочетаний, записанные на доске; алгоритм определения способов связи слов в словосочетании

Организационная структура урока

Этап урока

Содержание деятельности учителя

Содержание деятельности обучающихся (осуществляемые действия)

Формируемые способы деятельности

II. Актуализация опорных знаний

Организует устную разминку по усвоению видов словосочетаний по главному слову.

- Если услышите глагольное словосочетание, поднимите правую руку; если именное - левую; если наречное - хлопните в ладоши.

Берестяная грамота, письмо другу, идти лесом, бежал подпрыгивая, слишком весело, очень высокий, летящий самолет, высоко летящий, ушел спать, в первом классе, у моего друга, пойду по полю

Определяют вид словосочетания по главному слову, выполняют соответствующее действие

Владеют навыками контроля и оценки учебных действий, способами конструктивного взаимодействия со сверстниками и взрослым. Адекватно воспринимают оценку учителя и сверстников. Умеют слушать

III. Работа по теме урока.

1. Работа с теоретическим материалом.

- Прочитайте теоретические сведения на с. 39-40 учебника.

- Рассмотрите примеры, предложенные на доске.

Примеры:

Читают теоретические сведения.

Работают с примерами, записанными на доске.

Извлекают необходимую информацию из различных источников (учебника, ответов сверстников). Используют сведения приведенного примера для решения учебно-практических задач. Владеют способами конструктивного взаимодействия со сверстниками и взрослым. Высказывают и аргументируют свою точку зрения на обсуждаемую проблему. Умеют слушать. Делают

2. Работа со схемой

- Рассмотрите первый пример. Определите, какой частью речи выражено главное слово, какой - зависимое.

В каком падеже стоит слово мальчик? В каком падеже стоит зависимое от него слово? Устно просклоняйте по падежам главное и зависимое слово. Поставьте главное слово в форму множественного числа. Как изменится зависимое слово? Изменим главное слово, заменим его на слово девочка. Как изменится зависимое слово? Сделайте вывод: как согласуются главное и зависимое слова при согласовании?

- Рассмотрите второй пример. Определите части речи главного и зависимого слов. Устно просклоняйте по падежам главное и зависимое слова. Поставьте главное слово в форму множественного числа. Как изменится зависимое слово? Заменим главное слово на слово стопка. Как изменится зависимое слово?

Сделайте вывод: является ли изменяемым зависимое слово при управлении, как оно изменяется при этом способе связи?

- Рассмотрите третий пример. Определите части речи главного и зависимого слов. Может ли изменяться зависимое слово? Сделайте вывод: какие словосочетания относятся к примыканию?

- По схеме расскажите алгоритм определения вида словосочетания по способу связи. (См. Ресурсный материал.)

Отвечают на вопросы учителя, участвуют в обсуждении, анализируют и обобщают материал.

Приходят к выводу, что при согласовании главное и зависимое слова согласуются в роде, числе и падеже.

Приходят к выводу, что при управлении зависимое слово стоит при главном в форме косвенного падежа.

Приходят к выводу, что при примыкании зависимое слово является неизменяемым.

Рассказывают алгоритм определения вида словосочетания по способу связи, опираясь на схему

выводы и умозаключения. Владеют навыками самоконтроля учебных действий.

Используют схему для решения учебно-практических задач

IV. Закрепление материала.

1. Фронтальная работа.

Дает задание выполнить упр. 64.

Один ученик работает у доски, остальные - в тетрадях. Следуя алгоритму, определяют способ связи слов в словосочетании.

Владеют навыками самоконтроля и оценки учебных действий, способами конструктивного взаимодействия со сверстниками и взрослым.

2. Работа по учебнику

- Ознакомьтесь с порядком выполнения синтаксического разбора словосочетания на с. 42-44 учебника.

- Из упр. 70 выпишите словосочетания, выполните их синтаксический разбор

Изучают порядок проведения синтаксического разбора словосочетания. Выполняют в тетрадях упр. 70 (выборочное комментирование)

Извлекают необходимую информацию из различных источников. Владеют навыками самоконтроля и оценки учебных действий

V. Итог урока. Рефлексия учебной деятельности

- Что нового вы узнали на уроке?

- Назовите способы связи слов в словосочетании.

- По алгоритму расскажите об определении способа связи слов в словосочетании.

Домашнее задание: § 11, 12; устно подготовить ответы на контрольные вопросы (с. 44 учебника); упр. 71

Делают выводы и обобщения.

Записывают, задают уточняющие вопросы

Владеют навыками самооценки учебной деятельности. Принимают и сохраняют учебные задачи

         

Ресурсный материал

Алгоритм определения способов связи в словосочетании





загрузка...
загрузка...