загрузка...

РУССКИЙ ЯЗЫК 8 класс - Технологические карты уроков по учебнику Л. А. Тростенцовой

СИНТАКСИС. ПУНКТУАЦИЯ. КУЛЬТУРА РЕЧИ

Урок 11. ТЕКСТ КАК ЕДИНИЦА СИНТАКСИСА (§ 7)

Тип урока: развитие речи

Педагогические задачи: создать условия для обучения анализу и конструированию текста. Совершенствовать речь обучающихся, их способность рассуждать на заданную тему. Способствовать развитию наблюдательности и языковой компетенции. Содействовать воспитанию уважения к интеллектуальному труду

Планируемые результаты

Предметные: имеют представление о русском языке как языке русского народа, государственном языке Российской Федерации, средстве межнационального общения; связи языка и культуры народа; роли родного языка в жизни человека и общества. Владеют всеми видами речевой деятельности (аудирование и чтение: понимают содержание устного и письменного сообщения, владеют навыками информационной переработки прочитанного текста; говорение и письмо: способны свободно, правильно излагать свои мысли в устной форме, соблюдать нормы построения текста (логичность, последовательность, связность, соответствие теме и др.), выразить свое отношение к фактам и явлениям окружающей действительности; соблюдают основные правила орфографии и пунктуации; осуществляют речевой самоконтроль; владеют основами научных знаний о родном языке)

Метапредметные:

Познавательные - адекватно воспринимают содержание устного и письменного сообщения; знают разные виды чтения; способны извлекать информацию из различных источников; владеют приемами отбора и систематизации материала на определенную тему; способны свободно, правильно излагать свои мысли в устной форме; используют родной язык как средство получения знаний по другим учебным предметам.

Регулятивные - определяют цели деятельности, последовательность действий.

Коммуникативные - осуществляют коммуникативно-целесообразное взаимодействие с окружающими людьми в процессе речевого общения, совместного выполнения какой-либо задачи, участия в спорах, обсуждениях

Личностные: проявляют уважительное отношение к родному языку; стремятся к речевому самосовершенствованию; понимают определяющую роль родного языка в развитии интеллектуальных способностей; имеют объемный словарный запас; усваивают грамматические средства для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения; проявляют способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью

Образовательные ресурсы: предложения для игры «Редактор», таблица «Способы связи внутри текста»

Организационная структура урока

Этап урока

Содержание деятельности учителя

Содержание деятельности обучающихся (осуществляемые действия)

Формируемые способы деятельности

II. Постановка учебной задачи.

Лингвистическая

разминка

Игра «Редактор».

- Исправьте ошибки в следующих предложениях:

1. Женщина стучала в пол рогами ухвата с потным лицом, красным и злым.

2. После ссоры друзей произошел быстрый отъезд с именин Онегина.

3. Бабушка восьми лет отвезла внука на Кавказ.

- Что нарушено в этих предложениях? Почему важно

правильно выстраивать предложения? Важно ли соблюдать это правило при построении текста? Почему? Назовите, опираясь на проведенную работу, один из признаков текста. Подтвердите свою мысль, прочитав значение

Отвечают на вопросы учителя, исправляют ошибки в предложениях; делают вывод о том, что важно следить за правильностью речи, логичностью изложения мысли.

- Связность.

Высказывают и аргументируют свою точку зрения на обсуждаемую проблему. Принимают и сохраняют цели и задачи учебной деятельности. Извлекают необходимую информацию из различных источников (ответов сверстников, учебника).

Владеют способами конструктивного взаимодействия со сверстниками и взрослым, навыками контроля и оценки учебных действий. Умеют слушать

 
 
 

Читают значение слова текст, предложенное в учебнике на с. 27.

Записывают тему урока

 

слова текст на с. 27 учебника.

 

- Сегодня на уроке мы узнаем, какими еще признаками обладает текст

 

III. Работа по теме

урока.

1. Работа с понятием.

- На с. 28 прочитайте определение текста. Назовите основные признаки текста.

Выясняют, что основными признаками текста являются связность и смысловая целостность.

Извлекают необходимую информацию из учебника, ответов

сверстников.

2. Анализ текста.

- Докажите, что пример, приведенный в упр. 42, является текстом.

- Какие три типа текста вам известны? Охарактеризуйте каждый из них. К какому типу текста относится пример из упражнения? Докажите.

- Определите тему текста.

- Выделите ключевые слова текста (потребность делиться мыслями, «вечная книга», непроясненные впечатления, недодуманные мысли, погрузившись в книгу,

научиться размышлять и писать, духовная жизнь).

- Какой проблемный вопрос ставит автор?

- Какие аргументы он приводит?

- К какому выводу склоняет читателя?

- Рассмотрите таблицу. (См. Ресурсный материал.)

- Какие существуют способы связи внутри текста? Как они реализуются?

- С помощью каких средств связаны предложения в тексте упражнения?

- Выразите смысл текста одним предложением.

- Определите стиль текста.

Читают текст упражнения и по определению анализируют его: доказывают, что это высказывание, предложения в котором связаны по смыслу и расположены последовательно.

Определяют тип текста. Доказывают свою мысль.

Выделяют в тексте три смысловые части.

Участвуют в обсуждении.

Высказывают и аргументируют свою точку зрения на обсуждаемую проблему. Владеют способами конструктивного взаимодействия со сверстниками и взрослым. Используют сведения таблицы для решения учебно-практических задач. Умеют слушать. Извлекают необходимую информацию из различных

источников (ответов сверстников, учебника). Формулируют ответы на поставленные учителем вопросы. Делают выводы и умозаключения.

3. Самостоятельная работа с текстом

- Определите способы связи в тексте упр. 47 (письменно). Аргументируйте примерами из текста

Выполняют письменную работу

Владеют навыками контроля и оценки учебных действий. Высказывают и аргументируют свою точку зрения на обсуждаемую проблему

IV. Итог урока. Рефлексия учебной деятельности

- Что нового вы узнали на уроке?

- Назовите основные признаки текста.

- На какие три основные части делится текст-рассуждение?

- Используйте эти знания при написании домашнего сочинения.

Домашнее задание: § 7, упр. 48

Делают выводы и обобщения.

Записывают, задают уточняющие вопросы

Формулируют и аргументируют свою точку зрения на обсуждаемую проблему. Владеют навыками самооценки учебной деятельности. Принимают и сохраняют учебные задачи

Ресурсный материал

Способы связи в тексте

Параллельная связь

Последовательная связь

Между абзацами

Внутри абзацев

Использование вводных конструкций для передачи последовательности мыслей: во-первых, во-вторых, в-третьих и т. д.

Использование личных местоимений, заменяющих стоящее в предыдущем предложении существительное

Различная лексика

Лексический повтор

Последовательные мысли, проблемы, темы

Одна основная мысль





загрузка...

загрузка...