загрузка...

РУССКИЙ ЯЗЫК 8 класс - Технологические карты уроков по учебнику Л. А. Тростенцовой

СИНТАКСИС. ПУНКТУАЦИЯ. КУЛЬТУРА РЕЧИ

Урок 10. ОСНОВНЫЕ ЕДИНИЦЫ СИНТАКСИСА (§ 6)

Тип урока: усвоение новых знаний

Педагогические задачи: создать условия для повторения основных единиц синтаксиса (словосочетания, предложения, текста); ознакомления с основными признаками синтаксических единиц и их функциями: номинативной - в словосочетании, коммуникативной - в предложении и тексте; обучения нахождению в тексте синтаксических единиц и определению их роли в раскрытии замысла художественного произведения, разграничения синтаксических единиц по их функциям: номинативной и коммуникативной. Способствовать развитию познавательных психических процессов. Содействовать воспитанию бережного отношения к русскому языку

Планируемые результаты

Предметные: имеют представление о русском языке как языке русского народа, государственном языке Российской Федерации, средстве межнационального общения; связи языка и культуры народа; роли родного языка в жизни человека и общества. Владеют всеми видами речевой деятельности (аудирование и чтение: понимают содержание устного и письменного сообщения, владеют навыками информационной переработки прочитанного текста; говорение и письмо: способны свободно, правильно излагать свои мысли в устной форме, соблюдать нормы построения текста (логичность, последовательность, связность, соответствие теме и др.), выразить свое отношение к фактам и явлениям окружающей действительности; соблюдают основные правила орфографии и пунктуации; осуществляют речевой самоконтроль; владеют основами научных знаний о родном языке)

Метапредметные:

Познавательные - адекватно воспринимают содержание устного и письменного сообщения; знают разные виды чтения; способны извлекать информацию из различных источников; владеют приемами отбора и систематизации материала на определенную тему; способны свободно, правильно излагать свои мысли в устной форме; используют, родной язык как средство получения знаний по другим учебным предметам.

Регулятивные - определяют цели деятельности, последовательность действий.

Коммуникативные - осуществляют коммуникативно-целесообразное взаимодействие с окружающими людьми в процессе речевого общения, совместного выполнения какой-либо задачи, участия в спорах, обсуждениях

Личностные: проявляют уважительное отношение к родному языку; стремятся к речевому самосовершенствованию; понимают определяющую роль родного языка в развитии интеллектуальных способностей; имеют объемный словарный запас; усваивают грамматические средства для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения; проявляют способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью

Образовательные ресурсы: толковый словарь русского языка; фразеологический словарь; слова на доске для лингвистической разминки

Организационная структура урока

Этап урока

Содержание деятельности учителя

Содержание деятельности обучающихся (осуществляемые действия)

Формируемые способы деятельности

 

II. Работа над

ошибками

Объединяет ошибки, допущенные учениками в диктанте, по видам орфограмм и предлагает исправить их

Выписывают проблемные слова, обозначая условия их правильного написания

Владеют способами конструктивного взаимодействия со сверстниками и взрослым

 

III. Постановка учебной задачи.

1. Лингвистическая

- С помощью толкового словаря дайте определения словам: три, с, короб. Охарактеризуйте их как части речи.

- А теперь объедините эти слова так, чтобы получился фразеологизм.

- Что означает этот устойчивый оборот?

- Какие изменения в толковании слов вы увидели?

Выполняют задание по рядам.

Образуют фразеологизм: с три короба.

Высказывают предположения, в случае затруднений обращаются к фразеологическому словарю.

Отмечают, что по отдельности у каждого слова есть свое значение; в сочетании же у них появляется одно, общее значение - «очень много».

Владеют навыками работы со словарной статьей. Высказывают и аргументируют свою точку зрения по обсуждаемой проблеме. Умеют слушать. Делают выводы и умозаключения.

 

разминка.

 

2. Анализ понятия

- Какой раздел науки о языке изучает связи между словами, строение предложений?

- Прочитайте определение синтаксиса на с. 25. Назовите основные единицы синтаксиса, опираясь на определение. Запишите тему урока. Выпишите названия синтаксических единиц

Отвечают на вопрос учителя.

Читают определение синтаксиса и анализируют его. Записывают тему урока и названия синтаксических единиц

Формулируют ответ на поставленный учителем вопрос. Извлекают необходимую информацию из учебной статьи. Владеют способами конструктивного взаимодействия

 

IV. Работа по теме урока.

1. Работа с таблицей.

- Рассмотрите таблицу на с. 25 учебника. В ней представлены основные единицы синтаксиса.

- Найдите пример словосочетания. Назовите функции этой единицы.

- Составьте три любых словосочетания. В каждом

из них крестиком обозначьте слово, значение которого уточняется, конкретизируется.

- Найдите пример предложения. Назовите функции этой единицы синтаксиса. Составьте предложение с любым из ранее составленных словосочетаний.

- Найдите пример текста. Назовите основные признаки этой единицы синтаксиса. Из трех любых предложений составьте текст. Помните, что они должны быть связаны между собой по смыслу и расположены в определенной последовательности.

Работают с таблицей.

Составляют словосочетания, записывают их. Графически выделяют главное и зависимое слова. Выборочно зачитывают их.

Составляют предложение, записывают. Подчеркивают грамматическую основу. Выборочно зачитывают. Составляют текст, записывают. Выборочно зачитывают.

Используют сведения из таблицы для решения учебно-практических задач. Владеют способами конструктивного взаимодействия со сверстниками и взрослым, навыками контроля и оценки учебных действий.

Принимают и сохраняют учебные задачи.

 

2. Работа с теоретическим материалом.

- Прочитайте теоретические сведения на с. 25-26 учебника. Ответьте, чем отличаются предложение и текст от словосочетаний.

Читают теоретические сведения и делают вывод, что словосочетания выполняют номинативную функцию, а предложение и текст несут в себе законченное сообщение.

Извлекают необходимую информацию из учебной статьи. Владеют способами конструктивного взаимодействия. Формулируют ответы на поставленные

учителем вопросы. Высказыва

 

3. Решение проблемного вопроса.

- Прочитайте стихотворение из упр. 39. Какие чувства

и мысли оно у вас вызывает? Какой единицей синтаксиса является это стихотворение? Докажите. Из каких других единиц синтаксиса оно состоит? Приведите примеры. Докажите, что первые два предложения не являются словосочетаниями.

Читают стихотворение. Отвечают на вопросы учителя. Доказывают, что это текст; находят признаки текста в стихотворении. Находят другие синтаксические единицы. Доказывают, что первые два предложения не являются словосочетаниями; приводят аргументы.

 

ют и аргументируют свою точку зрения.

 

4. Закрепление

- Выпишите из текста стихотворения три словосочетания. Укажите в них слова, значение которых уточняется, конкретизируется. Выпишите предложение. Подчеркните грамматическую основу

Выписывают словосочетания, графически обозначают главное слово. Выписывают предложение, подчеркивают грамматическую основу

Принимают и сохраняют учебные задачи. Владеют навыками контроля и оценки учебных действий

 

V. Итог урока. Рефлексия учебной деятельности

- Что нового вы узнали на уроке?

- Чем отличается словосочетание от предложения и текста?

Домашнее задание: § 6, упр. 40

Делают выводы и обобщения.

Записывают, задают уточняющие вопросы

Формулируют и аргументируют свою точку зрения на обсуждаемую проблему. Принимают и сохраняют учебные задачи





загрузка...

загрузка...