Повторение тем «Обращение», «Вводные слова и предложения», «Способы передачи чужой речи» - ПОВТОРЕНИЕ И СИСТЕМАТИЗАЦИЯ ИЗУЧЕННОГО В 8 КЛАССЕ

Поурочные разработки по Русскому языку 8 класс

Повторение тем «Обращение», «Вводные слова и предложения», «Способы передачи чужой речи» - ПОВТОРЕНИЕ И СИСТЕМАТИЗАЦИЯ ИЗУЧЕННОГО В 8 КЛАССЕ

Цель урока: повторение и закрепление пройденного по темам; отработка умений различать вводные слова и члены предложения, сходные с ними; закрепление навыков постановки знаков препинания.

Методические приемы: словарный диктант, лингвистический разбор, объяснительный диктант, анализ текста, составление плана, пересказ, тренировочные упражнения.

Ход урока

I. Лингвистическая разминка

Словарный диктант: труженик, реставрация, патриотизм, риторика, колоссальный, компьютер, эксперимент, дискуссия, декларировать, аудитория, лаборатория, интерьер, артиллерия, кавалерия, галерея, дебют, транслировать, симфония, лауреат, реликвия, прототип, интеллектуальный, эрудиция, беллетристика, консерватория, панорама, прообраз.


II. Проверка домашнего задания

1. Упр. 426 (вводные слова, обращения, междометия): выразительное чтение, объяснение знаков пунктуации; в это время на доске несколько человек делают лингвистический разбор.

2. Работа с таблицей «Типы знаков препинания».

Примечание. Сетка таблицы должна быть заранее выполнена на доске. Заполняем ее вместе, выбирая лучшие примеры.


Знак препинания

Тип знака

(выделительный / разделительный)

Примеры

Точка

Разделительный

Весна пришла неожиданно.

Восклицательный знак

Разделительный

Вот и каникулы!

Вопросительный знак

Разделительный

Скоро ли кончится урок?

Запятая

Разделительный / выделительный

Лошади тронулись, колокольчик зазвенел. / Вы, дедушка, отдохните.

Тире

Разделительный / выделительный

Лес рубят — щепки летят. / Мой приход — я заметил это — смутил его.

Скобки

Выделительный

Первым тире («черту») стал употреблять Н. М. Карамзин.

Двоеточие

Разделительный

Все расцвело: и природа, и люди на улицах.

Кавычки

Выделительный

«Который час?» — спросил я у прохожего.


III. Закрепление изученного

1. Объяснительный диктант.

1) Нет, не словарь лежит передо мной, а древняя рассыпанная повесть.

2) О сад ночной, печальный караван немых дубов и неподвижных елей!

3) «Вы находитесь возле трактира «Адмирал Бенбоу», в бухте Черного Холма, добрый человека», — сказал я.

4) Поэта дом опальный, о Пущин мой, ты первый посетил.

5) «Знаешь, — заговорил слепой, — я ведь чувствую солнце и знаю, когда оно закатилось».

6) Теплый дом, чистая одежда, вкусная еда — все это тогда казалось нам недостижимым счастьем.

7) Вот дождь зашуршал по крыше дальнего сарая, вот перешел через дорогу, вот ударил по ступеням и, наконец, захватив весь двор, стал набирать силу.

8) Голубушка, как хороша!

9) Как выражаются моряки, ветер крепчал.

10) Пора, казалось бы, заканчивать письмо.

2. Упр. 430 (знаки препинания при диалоге): 1 часть — письменно, II часть — выразительное чтение в лицах.


IV. Комплексная работа с текстом

Упр. 428: озаглавить текст, составить план, определить стилистическую принадлежность текста.

Примечание. Письменно упражнение можно сделать по вариантам: I вариант — первые три абзаца текста, II вариант — четвертый абзац. После выполнения — взаимопроверка.

Комментарии учителя

Вариант заголовка: «Как писал Гайдар.

Стиль текста — публицистический.

Примерный план:

1) книги в жизни Гайдара;

2) сочинение вслух;

3) Отношение Гайдара к слову.

После обсуждения плана — краткий пересказ текста (по пунктам).


V. Сведения по истории языкознания

Чтение текстов упр. 429 (А. М. Пешковский), 431 (История знаков препинания), ответы на вопросы.


Домашнее задание.

Упр. 433.