загрузка...

Поурочные разработки по русскому языку 8 класс

СПОСОБЫ ПЕРЕДАЧИ ЧУЖОЙ РЕЧИ. ПРЯМАЯ И КОСВЕННАЯ РЕЧЬ

 

Урок 90. Предложения с косвенной речью

 

Цель урока: познакомить учеников с понятием косвенной речи, со структурой предложений с косвенной речью; показать отличия предложений с косвенной речью от предложений с прямой речью; развивать навык перевода прямой речи в косвенную.

Методические приемы: самостоятельное изучение теоретического материала, объяснение учителя, тренировочные упражнения, выразительное чтение.

Ход урока

I. Лингвистическая разминка

Словарный диктант: достопримечательность, искусный, репетиция, конгресс, комиссия, троллейбус, резолюция, актер, ансамбль, дебют, транслировать, симфония, лауреат, реликвия.Устно: расставить эти слова в алфавитном порядке. (Актер, ансамбль, дебют, достопримечательность, искусный, комиссия, конгресс, лауреат, резолюция, реликвия, репетиция, симфония, транслировать, троллейбус.)

 

II. Проверка домашнего задания

Чтение в лицах придуманных диалогов; взаимопроверка упр. 396.

 

III. Изучение темы «Предложения с косвенной речью»

1. Выполнение упр. 397: сопоставление предложений с прямой речью с предложениями с косвенной речью.

2. Самостоятельное изучение § 36 (с. 181-182 — до раздела «Перевод прямой речи в косвенную»).

3. Вопросы на усвоение материала.

— Для чего служат предложения с косвенной речью?

— Чем отличаются предложения с косвенной речью от предложений с прямой речью?

— Какова структура предложений с косвенной речью?

— Какими словами связаны части предложений с косвенной речью?

— Как передается косвенной речью вопрос?

— Как ставятся знаки препинания при косвенной речи?

4. Перевод прямой речи в косвенную. Объяснение учителя.

Заменим прямую речь на косвенную в одном из примеров:

«Который час?» — спросил прохожий. Прохожий спросил, который час. Как видим, замена произошла легко.

Каждое ли предложение с прямой речью можно перевести в косвенное?

«Что же ты так поздно пришел?» — покачала головой бабушка.

Я обернулся: «Может, еще передумаешь?»

В подобных предложениях, где вместо глаголов со значением речи употреблены глаголы действий, сопровождающих речь, замена прямой речи на косвенную невозможна.

Мама попросила меня: «Купи, пожалуйста, хлеба». Мама попросила, чтобы я купил хлеба.

Какие изменения произошли с предложением? Мы видим, что изменилось лицо адресата речи (второе на первое); сократилось дополнение («меня»), так оно излишне; ушло этикетное слово «пожалуйста».

5. Тренировочные упражнения.

Работаем над упражнением, используя в качестве справочного материала таблицу учебника на странице 182.

Упр. 398, 399 — устно.

Упр. 400 — комментированное письмо.

Упр. 401 — работа парами (обсуждение).

Комментарий учителя

Слова первой, второй и пятой групп: сказать, пробормотать, шепнуть, крикнуть; удивиться, обрадоваться, огорчиться, поразиться, сообщить, заметить, прошептать, брякнуть, выпалить — могут употребляться в предложениях и с прямой, и с косвенной речью; слова третьей и четвертой групп: прервать, остановить, оборвать, обернуться, улыбнуться, кивнуть — могут употребляться в предложениях только с прямой речью.

Обратить внимание, что глаголы пробормотать, брякнуть, выпалить употребляются в просторечии, несут дополнительную смысловую нагрузку: передают особенности произнесения речи. Глаголы удивиться, обрадоваться, огорчиться, поразиться передают эмоциональность речи. Глаголы обернуться, улыбнуться, кивнуть, возможные только при прямой речи, передают поведение, мимику, жесты.

 

Домашнее задание.

§ 36, упр. 402.





загрузка...

загрузка...