загрузка...

Поурочные разработки по русскому языку 8 класс

ПРЕДЛОЖЕНИЯ С ОБРАЩЕНИЯМИ, ВВОДНЫМИ СЛОВАМИ И МЕЖДОМЕТИЯМИ

 

Урок 79. Обращение и знаки препинания при нем

 

Цель урока: дать понятие об обращении и его роли в предложении, познакомить учеников со способами выражения обращения, его стилистическими особенностями, развивать пунктуационные навыки, работать над соблюдением правильной интонации.

Методические приемы: объяснение учителя, самостоятельная работа с учебником, тренировочные упражнения.

Ход урока

I. Лингвистическая разминка

Словарный диктант: ветеран, композиция, зодчий, горельеф, истинный, гениальный, традиция, стипендиат, кандидат, памятник, свидетельство, пьедестал.

Отметить слова русского происхождения, подобрать к ним однокоренные слова: зодчий — зодчество; истинный — истина, истец, воистину; памятник — память, памятный, запамятовать; свидетельство — свидетель, засвидетельствовать, освидетельствование.

 

II. Изучение темы «Обращение»

1. Чтение вводной статьи учебника (с. 159).

2. Выполнение упр. 355: перестройка предложений таким образом, чтобы глаголы приобрели форму повелительного наклонения, а подлежащие стали обращениями.

3. Объяснение учителя.

Обращение — слово или сочетание слов, называющее того, к кому обращаются с речью. Обращение не входит в структуру предложения, то есть не является его членом. Обращения применяются, прежде всего, в устной речи. Мы часто обращаемся к родителям, к товарищам, к учителям, к знакомым, называя их: Юра, у тебя есть запасная ручка? Можно мне погулять, мама, я уже сделал уроки. Валерий Михайлович, повторите, пожалуйста, вопрос. Доктор, я уже здоров. Официальные объявления тоже часто начинаются с обращений: Граждане встречающие, поезд Петербург-Москва прибывает на первый путь. Причем, заметьте, предложения с обращениями имеют специфическую, звательную интонацию. В письмах, официальных или неофициальных, мы обязательно обращаемся к человеку, которому пишем: «Здравствуй, дорогая бабушка!», «Ленька, привет!», «Уважаемый Николай Петрович», и даже: «Здравствуй, дорогая редакция!» По тому, как мы обращаемся, видно наше отношение к человеку. Как вы заметили, обращение может стоять в начале, в середине и в конце предложения. Напомню, что членом предложения оно при этом не является.

4. Самостоятельное изучение теоретического материала учебника.

Прочитайте § 32 на с. 160-161 и найдите сведения об обращении, которые еще не упоминались на уроке.

Ученики найдут следующие сведения:

— Обращение имеет форму именительного падежа.

— В поэтической речи обращениями могут быть неодушевленные существительные — это один из приемов олицетворения.

— Обращения в предложении выделяются запятыми.

— Обращения не влияют на знаки препинания в конце предложения.

— Если обращение произносится с особым чувством, то после него ставится восклицательный знак, а следующее предложение пишется с прописной буквы.

— Знаки препинания при обращении — выделительные (запятые и восклицательный знак).

— Перед обращением может быть частица о, которая сливается с ним в произношении и не отделяется запятой.

 

III. Тренировочные упражнения

1. Упр. 356, 357: чтение с соблюдением правильной интонации («по цепочке»), комментированное письмо.

2. Культура речи.

Выполняя упр. 357, обратим внимание на этикетные обращения и их историческую изменчивость: господа (это обращение возвращается в речь). Можно рассказать о других этикетных обращениях: дамы и господа, сударь, сударыня, гражданин, гражданка, товарищ; о проблемах, возникших в нашей стране в связи с отмиранием обращения «товарищ»: ему пока так и не нашлось адекватной замены.

Можно напомнить о том, какие обращения приняты в других странах: мисс, миссис, мистер, сэр, леди и джентльмены, мадам, месье, мадемуазель, пан, пани и т. д. Можно вспомнить контексты с подобными обращениями (Миссис Хадсон, мистер Икс, мадемуазель Нитуш, пан спортсмен, пани Тереза и т. п.)

Следует предупредить о неуместности употребления в речи просторечных обращений: тетенька, дяденька, женщина, мужчина, бабка, дорогуша и т. п.

 

Домашнее задание.

§ 32, упр. 358.





загрузка...

загрузка...