загрузка...

Поурочные разработки по русскому языку 8 класс

ОДНОСОСТАВНЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ. ОДНОСОСТАВНЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ С ГЛАВНЫМ ЧЛЕНОМ - СКАЗУЕМЫМ

Урок 38. Предложения неопределенно-личные (продолжение)

 

Цель урока: углубить представление о неопределенно-личных предложениях, развивать речевую культуру учеников.

Методические приемы: объяснение учителя, тренировочные упражнения, подготовка к творческой работе, лингвистическая игра.

Ход урока

I. Лингвистическая разминка

1. Сделать фонетический разбор слова «компьютер».

2. Сделать морфологический разбор слова «экспериментируй».

 

II. Проверка домашнего задания

1. Вопросы:

— Какие предложения называются неопределенно-личными?

— В чем их отличие от определенно-личных предложений?

— Приведите примеры односоставных предложений, имеющих значение обобщенного лица.

2. Проверка упр. 216 — устно, «по цепочке» объясняем знаки препинания, называем грамматические основы и типы односоставных предложений. Повторяем правило разграничения частицне и ни.

 

III. Закрепление темы «Неопределенно-личные предложения»

1. Сопоставление синонимических пар двусоставных и односоставных предложений.

Упр. 217 — устно: обратим внимание на разное строение грамматических основ в синонимичных предложениях.

2. Развитие речи.

Упр. 218 — устно разобрать, выполнить письменно. Подчеркнем, что после переделки — замены глаголов в форме 1-го лица на глаголы в форме 2-го лица — характер повествования становится более обобщенным, читатель словно участвует в описываемых событиях.

Упр. 219 — устно. Подчеркнем цель употребления автором художественного текста односоставных предложений (определенно-личных).

3. Работа с поэтическими текстами.

Задание. Записать в тетрадях строки из стихотворений — односоставные предложения — в два столбика. Слева — определенно-личные предложения, справа — неопределенно-личные.

1) ...И на обломках самовластья

Напишут наши имена!

(А. С. Пушкин)

2) Спи ж, пока забот не знаешь,

Баюшки-баю!

(М. Ю. Лермонтов)

3) Шуми, шуми, послушное ветрило,

Волнуйся подо мной, угрюмый океан.

(А. С. Пушкин)

4) Дни поздней осени бранят обыкновенно...

(А. С. Пушкин)

5) Не уходи, побудь со мною!

(А. Пойгин)

(Ответ: 2, 3, 6 — определенно-личные; 1, 4 — неопределенно-личные.)

 

IV. Подготовка к творческой работе

Упр. 220: читаем начало рассказа, даем несколько минут на подготовку и слушаем варианты продолжения: Подбираем предложения с обобщенным значением.

 

V. Занимательная лингвистика Игра «Аукцион пословиц».

Задание: назвать пословицы — односоставные предложения со значением обобщенного лица. Победит тот, кто последним назовет пословицу.

Можно усложнить задание: объяснить значение пословицы; назвать форму глагола-сказуемого.

 

Домашнее задание

§ 21, 22; упр. 220: продолжить рассказ.





загрузка...

загрузка...