загрузка...

Поурочные разработки по русскому языку 8 класс

ДВУСОСТАВНЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ. ВТОРОСТЕПЕННЫЕ ЧЛЕНЫ ПРЕДЛОЖЕНИЯ

Урок 33. Урок развития речи

 

Цель урока: познакомить учеников с понятием «Риторика», с основными приемами ораторской речи; убедить в необходимости развивать речь.

Методические приемы: работа с учебником, анализ текста, словарная работа, подготовка к устному выступлению.

Ход урока

I. Проверка домашнего задания

Упр. 195: устно выделить обстоятельства, указать, чем они выражены, объяснить знаки препинания в тексте.

 

II. Знакомство с понятием «Риторика»

1. Чтение текста упр. 197, ответы на вопросы.

Комментарий учителя

Эффективным можно назвать общение, при котором между собеседниками устанавливается контакт, достигаются цели говорящих: сообщить что-то, убедить в чем-то, воздействовать на чувства, разум, действия собеседника (собеседников). Общение предполагает обмен мнениями. Если же речь идет об ораторе, выступающем перед аудиторией, то общение принимает односторонний характер; целью становится привлечь внимание слушателей к общественно значимым вопросам, повлиять на поступки людей, воодушевить их, сделать их своими единомышленниками.

2. Упр. 198: чтение текста, выделение признаков ораторской речи (запись на доске и в тетрадях). Значение слова «пафос» уточняем по словарю. Синтаксический разбор предложения в тетрадях.

Уточним вид сказуемого: составное именное.

 

III. Практическая работа с образцами ораторской речи

1. Упр. 199: выразительное чтение, ответы на вопросы.

Комментарий учителя

В тексте отражены следующие особенности ораторской речи: обращение к слушателям, общественная значимость, гражданское звучание, пафос, яркая выразительность речи.

Средства установления контакта со слушателями: использование местоимения 1 лица множественного числа — «мы», что объединяет говорящего и слушающих (представляется нам, о нашем праве, наш потомок), и глаголов множественного числа (будем надеяться); использование собирательных конструкций (вся образованная Россия, много наших лучших людей, любовь общества, среди этого народа).

Средства выразительности:

— возвышенная лексика (празднование, лучший, признательная любовь, один из самых достойных, сияй, благородный, лик, воздвигнутый, в сердце, гласи, грядущий, великий, изваяние, свободный, дань, уста, памятник);

— глаголы в повелительном наклонении (сияй, гласи);

— сравнения (сияй, как он, благородный медный лик; как о Шекспире; подобно Пушкину);

— эпитеты (лучших, признательной, достойных, благородный, великий, свободным, лепечущих);

— метафоры (дань любви, в сердце столицы);

— эмоционально окрашенная лексика (сочувствует, любовь, народ, великий);

— повторы (стал более русским и более образованным, более свободным человеком; будем надеяться, повторы подчинительных конструкций);

— ряды однородных членов (представители земли, правительства, науки, словесности и искусства);

— обращение (сияй же, как он, благородный медный лик...);

— устаревшие слова и выражения (дань любви, лик, гласи грядущим поколениям, изваяние, уста);

— предложения с восклицательной интонацией.

Устаревшие слова и выражения используются для создания торжественного пафоса, для того чтобы слушатели мысленно объединили себя со своими славными предками, чтобы почувствовали силу единения народа.

Все средства ораторской речи, использованные Тургеневым, придают этому выступлению эмоциональность, яркость, выразительность. Речь Тургенева вызывает гордость за великий народ, давший миру великого Пушкина.

2. Упр. 200: выразительное чтение, выявление признаков хорошей публичной речи.

Комментарий учителя

Важнейшие признаки хорошей публичной речи: правильность, точность, экономность. Выступление не должно быть слишком длинным, оно должно интересовать, прежде всего, самого выступающего, в выступлении должна быть одна главная мысль, которой подчиняются все остальные.

 

IV. Словарная работа

Выписать слова в рамках, объяснить их значение: ремонт, реставрация, патриотизм, патриот, красноречие, риторика, оратор, ораторский, пафос.

 

V. Рекомендации к подготовке рассказа об истории края (города, местности)

1. Работа с планом (упр. 201).

2. Комментарии к плану:

1) Обращение к слушателям.

Дорогие друзья! (Возможные обращения — «Ребята», «Уважаемые коллеги», даже «Дамы и господа», если вы выберете несколько иронический тон повествования или если аудитория взрослая). Все мы живем в нашем родном городе вот уже много лет, учимся в одной школе, ходим по одним улицам. Кажется, все нам здесь хорошо знакомо...

2) Определение темы и цели выступления.

Я и хочу рассказать о том, что кажется хорошо знакомым. Мне кажется интересным находить новое в том, что привычно и обыденно. Ведь самое неожиданное часто бывает у нас на виду, просто мы этого не замечаем. Я хочу поделиться некоторыми фактами из истории нашего города (местности), которые меня удивили. Думаю, это заинтересует и вас.

3) Изложение наиболее ярких фактов истории (края, города).

4) Эмоциональное заключение, обращенное к слушателям.

Вот те некоторые сведения, которые я обнаружил в библиотеке, в краеведческих книгах, в подшивках старых газет, в разговорах со старожилами нашего города (края). Это лишь малая часть того, что скрывается за чередой лет, десятилетий, веков истории нашего города (края). А сколько интересного еще ждет своего открытия!

 

Домашнее задание

1. Упр. 200: подготовка к свободному диктанту (устно),

2. Упр. 201: подготовить краткий рассказ об истории края,

3. Упр. 202.





загрузка...

загрузка...