загрузка...

Поурочные разработки по русскому языку 8 класс

ДВУСОСТАВНЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ. ВТОРОСТЕПЕННЫЕ ЧЛЕНЫ ПРЕДЛОЖЕНИЯ

Урок 25. Дополнение

 

Цель урока: закрепить знания учеников о второстепенных членах предложения; расширить представления о дополнении, способах его выражения.

Методические приемы: повторение пройденного, объяснение учителя, конструирование словосочетаний и предложений, отработка умения правильно ставить вопросы.

Ход урока

I. Лингвистическая разминка

Осложненный словарный диктант.

Записать глаголы: преследовать, регулировать, олицетворять, удивлять, поражать, воплотить, выразить, осуществить. Образовать словосочетания, в которых эти глаголы были бы главными словами. (Например: преследовать цель, регулировать движение, удивлять мастерством.)

 

II. Повторение темы «Второстепенные члены предложения»

1. Слово учителя.

В прошлой четверти мы изучали главные члены предложения, его основу, подлежащее и сказуемое. Теперь логично обратиться к второстепенным членам. Как вы могли заметить, знакомые термины, известные, казалось бы, темы открывают все новые факты, ставят новые вопросы. Прежде чем заняться изучением этого нового, повторим пройденное.

2. Вопросы на повторение.

— Какие члены предложения называются второстепенными?

— Как определить, какой из второстепенных членов перед нами? Разберем конкретный пример: Электронная почта моментально доставила сообщение. (Второстепенные члены определяются по вопросам.)

— Как правильно задать вопрос?

3. Комментарий учителя.

Вопрос не должен «повисать в воздухе». Нельзя задавать вопросы так: «Что? — Сообщение». Иначе в данном случае слово «сообщение» можно принять за подлежащее, перепутав именительный и винительный падежи. Только один главный член предложения независим — подлежащее. От него ставится вопрос к сказуемому. Остальные члены предложения определяются в составе словосочетаний.

Итак, выделим грамматическую основу: почта доставила. Далее выделяем словосочетания, начиная с подлежащего: почта (какая?) электронная — определение; доставила (что?)сообщение — дополнение; доставила (как?) моментально — обстоятельство.)

4. Разбор примеров.

Рысь посадили в клетку. Ткань в клетку называют шотландкой.

Поставим вопросы, определим второстепенные члены этих предложений. (Предоставив сделать это ученикам, учитель лишь направляет процесс и комментирует ответы.)

1) Выделим грамматическую основу. Прежде всего, заметим, что в первом предложении нет подлежащего, основа состоит из одного сказуемого посадили. От слова «рысь» нельзя задать вопрос к глаголу-сказуемому, эти слова связаны по-другому: главное слово — глагол. Посадили (кого?) рысь — дополнение. Посадили (куда?) в клетку — обстоятельство.

2) Грамматическая основа тоже без подлежащего — называютНазывают (что?) ткань — дополнение. Ткань (какую?) в клетку — определение. Называют (как?) шотландкой — дополнение.

Нельзя задать вопрос ткань (во что?), а тем более ткань (куда?). То есть грамматическое значение второстепенного члена проявляется в словосочетании.

Если бы у нас было отдельное существительное с предлогом «в клетку», мы могли только догадываться, какой вопрос надо поставить. Как видите, без контекста, то есть без окружения, хотя бы минимального, в составе словосочетания, определить роль слова в предложении, да и его лексическое значение невозможно.

 

III. Изучение темы. «Дополнение»

1. Слово учителя.

Начнем подробно рассматривать второстепенные члены предложения именно с дополнения: оно противопоставлено по значению обстоятельству и определению, которые означают признаки. Дополнение же обычно обозначает предмет. Чаще всего оно зависит от сказуемого, реже — от других членов предложения и отвечает на вопросы косвенных падежей. Посмотрим, какими частями речи может быть выражено дополнение.

2. Выполнение упражнений.

1) Упр. 161 (устно): здесь дополнения выражены существительными и местоимениями.

2) Упр. 162 (составить предложения и записать их в тетрадях): здесь дополнения выражены только существительными.

3. Способы выражения дополнений.

1) Слово учителя.

Вспомним пары примеров, которые мы рассматривали в теме «Порядок слов в предложении»:

«Москвич» обогнал «Ниву». «Ниву» обогнал «Москвич».

Эти предложения различаются только порядком слов, причем одинаковых слов. Сомнений нет, что в обоих предложениях «Москвич» — подлежащее, «Ниву» — дополнение. Возьмем похожий случай:

Москвич обогнал «Фольксваген». «Фольксваген» обогнал «Москвич».

Порядок слов подсказывает, что подлежащее в обоих случаях находится на первом месте. Но при определенной интонации подлежащее и дополнение в этих примерах могут поменяться местами. Точно определить, кто кого обогнал, мы можем, только наблюдая происходящее, наблюдая конкретную ситуацию.

Другой сходный пример:

Тополь перерос клен. Клен перерос тополь.

Кто кого перерос? Если мы не видим «картинку», мы не можем этого определить, оба варианта возможны.

Иногда синтаксическая роль существительных в подобных случаях определяется по смыслу. Например: Солнце заслонило облако. Облако заслонило солнце. Понятно, что по смыслу подлежащим может быть только слово «облако», на каком бы месте в предложении оно ни стояло.

Итак, если дополнение выражено формой винительного падежа существительного, совпадающего с формой именительного падежа, мы должны исходить из конкретной ситуации, из смысла предложения, формальный подход допускает два варианта: подлежащее и дополнение могут меняться ролями.

Посмотрим, возможно ли выражение дополнений другими частями речи.

2) Самостоятельное чтение теоретического материала (§ 16, с. 75).

3) Выполнение упр. 163 (устно).

4) Задание: придумать свои примеры выражения дополнения разными частями речи, не только теми, что приведены в учебнике. (После обсуждения лучшие примеры записываются в тетрадях.)

Ты опять за старое! (Прилагательное.) Восемь не делится на пять без остатка. (Числительное.) Проводник попросил провожающих выйти из вагона. (Причастие.) Интересно, кто пел о «прекрасном далеко» в фильме «Приключения Электроника»? (Наречие.) Врач посоветовал мне больше гулять. (Инфинитив.) Собака отлично поняла моё «фу!», но всё-таки колбасы не выпустила. (Междометие.) На льду мы увидели нескольких рыбаков. (Неделимое словосочетание.)

5) Вывод: кроме существительного и местоимения, дополнение может быть выражено другими частями речи в значении существительного: прилагательным, числительным, причастием, наречием, неопределенной формой глагола, междометием, а также неделимым словосочетанием.

 

IV. Тренировочные упражнения

Упр. 163, 165 — письменно.

 

Домашнее задание.

§ 16; упр. 166 — письменно, 170 — устно.





загрузка...

загрузка...