загрузка...

Поурочные разработки по русскому языку 8 класс

СОСТАВНЫЕ СКАЗУЕМЫЕ

Урок 22. Закрепление темы «Сказуемое»

 

Цель урока: закрепить и углубить знания учеников сказуемом, о синонимических связях языковых единиц; выделить текстообразующую сказуемых разных типов, закрепить навыки построения дефиниций (определений).

Методические приемы: объяснение учителя, обобщение изученного материала, словарная работа, конструирование предложений, наблюдения над текстом.

Ход урока

I. Лингвистическая разминка

Словарный диктантконгресс, достопримечательность, комитет, искусный, большинство, репетиция, конференция, иллюминация, грациозный, меньшинство, комиссия, воплотить, карнавал, выразить, искусство, осуществить режиссер.

Объединить слова в группы, исходя из их лексического значения. Составить предложения, в которые входили бы эти группы слов, используя составные глагольные и составные именные сказуемые.

 

II. Проверка домашнего задания

1. Опрос по теме «Сказуемое» (возможны вопросы, подготовленные самими учениками).

2. Упр. 154: взаимопроверка; устные ответы на вопросы; все виды лингвистического разбора — на доске (4 человека, каждый выполняет один вид разбора).

 

III. Закрепление темы «Сказуемое»

1. Упр. 156: синонимическая замена подлежащего и сказуемого; повторение правописания сочетаний не что иное, как; не кто иной, как. С последним сочетанием составить предложения самостоятельно. Подчеркнуть, что в этих сочетаниях употребляется отрицательная частица не. Сопоставить эти сочетания с похожими на слух нечто иное, некто другой; ничто иное, никто иной;показать зависимость написания от смысла и от ударения.

Примеры: Я пытался нарисовать лошадь, но вышло нечто иное. Мне показалось, что завыл волк, но это был некто другой. На столе лежало письмо; ничто иное не напоминало о прошлом. Он верил только своему отцу; никто иной не пользовался у него таким доверием.

2. Упр. 157 — письменно, после — разбор в классе.

Комментарий учителя

Следует обратить внимание на связь повествования и описания с определенными видами сказуемых. Переход от повествования к описанию соответствует переходу от динамики к статике. Этот переход подчеркивается сменой видов сказуемых. В первой части (1-3-й абзацы) преобладают простые и составные глагольные сказуемые, они участвуют в повествовании, создают динамичную картину. Во второй части (4-й абзац) преобладают составные именные сказуемые, характерные для описания, статичной картины.

3. Упр. 158 (устно): наблюдения над синтаксическими синонимами.

Комментарий. Синтаксические синонимы главных членов предложения служат для образования цепной связи между предложениями.

 

IV. Словарная работа

1. Упр. 160 — письменно; сначала взаимопроверка, затем проверка по словарю.

2. Записать в тетради слова: композиция, колоннада, арочный пролет, грандиозный; уточнить по словарю их значения.

 

Домашнее задание

§ 11-15; упр. 159; подготовка к контрольному диктанту.





загрузка...

загрузка...