загрузка...

Поурочные разработки по русскому языку 8 класс

СОСТАВНЫЕ СКАЗУЕМЫЕ

Урок 19. Составное именное сказуемое

 

Цель урока: дать понятие о составном именном сказуемом; закрепить умение различать простое глагольное сказуемое «быть» с глаголом связкой «быть» в составном именном сказуемом.

Методические приемы: самостоятельная работа учеников, объяснение учителя, беседа по вопросам, упражнения на развитие речи, словарная работа, конструирование предложений, занимательные задания.

Ход урока

I. Лингвистическая разминка

1. Сделать фонетический разбор слова «сказуемое».

2. Подобрать антонимы к слову «слепой», прояснить их лексическое значение в словосочетаниях.

Комментарий. В зависимости от контекста антонимами могут быть: зрячий (человек), яркий (шрифт), сильный (дождь), творческое (подражание) и т.д.

 

II. Проверка домашнего задания

1. Теоретические вопросы:

— Чем составное глагольное сказуемое отличается от простого глагольного?

— Какую роль играют вспомогательные слова в составном глагольном сказуемом?

— Назовите группы вспомогательных слов по значению.

— Что такое нулевая связка и в каких случаях она наблюдается?

— Назовите слова, которые могут выступать в качестве вспомогательных. (Ответы «по цепочке».)

2. Упр. 137: схемы на доске, устные задания и грамматическая проверка — «по цепочке».

 

III. Закрепление темы «Составное глагольное сказуемое»

Упр. 138 — устно разобрать, затем выполнить письменно.

Комментарий: Стиль публицистический; предложения первого абзаца связаны цепной связью.

 

IV. Изучение темы «Составное именное сказуемое»

1. Опережающее задание:

Попробуйте самостоятельно предположить, что такое «составное именное сказуемое». Название подсказывает, что в его состав входит именная часть. Придумайте предложения, в которых сказуемое выражалось бы именной частью речи.

2. Работа с учебником.

Задания:

1) проверьте свои предположения, сверившись с теоретическим материалом § 14 (с. 65-66);

2) Запишите формулу составного именного сказуемого (СИС) в тетради (учитель записывает на доске):

 

СИС = глагол-связка + именная часть

 

3) Запишите три группы глаголов-связок с примерами, подчеркните сказуемые:

— глагол быть (самая распространенная связка): в настоящем времени отсутствует (связка нулевая), проявляется в прошедшем и будущем времени: Ты веселый. Ты был веселым. Тыбудешь веселым. Будь веселым. Ты был бы веселым;

— глаголы стать, становиться, делаться, казаться, являться, считаться, называться, представлятьсяВсе стало вокруг голубым и зеленым. Девочка казалась веселой. Он вдруг явилсяэтаким молодцом. Мне сделалось страшно. Он считался в школе лучшим шахматистом. Облако представлялось то косматым медведем, то гривастым львом:

— глаголы со значением движения, положения в пространстве: приехать, прийти, вернуться, стоять, сидеть и т. д. Например: Он вернулся окрыленным. Она сидела задумчивая. Из похода мы вернулись усталые, но довольные.

Примечание. Связкой могут служить сочетания вспомогательных слов с определенной формой глагола-связки (В детстве он хотел стать пожарным. Я надеюсь быть вам полезным.)

3. Тренировочные упражнения. Упр. 140, 141, 142 (I) — устно.

Комментарий к упр. 140. Разграничить глагол-связку «быть» в составном именном сказуемом и глагол «быть» в качестве простого глагольного сказуемого можно по смыслу. Во втором случае речь идет о глаголе существования: существует (существовал, будет существовать) предмет или нет.

Например: Это была наша новая учительница. (Речь идет не о том, была ли учительница, а о том, кем был человек, обозначенный в предложении местоимением это. Значит, была учительница — составное именное сказуемое.) Она уже была здесь. (Речь о том, был, находился или нет человек в данном месте. Значит, была — простое глагольное сказуемое.)

Примеры из упр. 140: На наезднике была серая куртка с меховым воротником. (Куртка — подлежащее, была — простое глагольное сказуемое.) Это был ее новый костюм. (Это — подлежащее, был костюм — составное именное сказуемое.)

 

V. Словарная работа

Запишите слова в рамках: карнавал, иллюминация. Найдите в словаре иностранных слов или этимологическом данные о происхождении этих слов.

 

VI. Занимательная лингвистика

Задание. О ком идет речь в следующих строчках?

Коль ты старый человек,

Дядей будешь нам навек.

Коли парень ты румяный,

Братец будешь нам названый,

Коль старушка, будь нам мать,

Так и станем величать,

Коли красная девица,

Будь нам милая сестрица.

Вспомните, из какого произведения эти строки. («Сказка о мертвой царевне и семи богатырях» А. С. Пушкина.) Найдите составные именные сказуемые.

 

Домашнее задание.

§ 14 (с. 65-66); упр. 142 (II), 143 (I, II) — письменно.





загрузка...

загрузка...