загрузка...

Поурочные разработки по русскому языку 8 класс

СИНТАКСИС И ПУНКТУАЦИЯ. СЛОВОСОЧЕТАНИЕ

Урок 10. Строение и грамматическое значение словосочетаний

 

Цель урока: показать ученикам строение словосочетаний, научить выделять словосочетания в тексте, конструировать их, определять грамматическое значение, делать схемы.

Методические приемы: повторение пройденного, объяснение учителя, работа со словарями, конструирование словосочетаний, словарная работа, работа над речевыми нормами.

Ход урока

I. Лингвистическая разминка

Задание: просклонять имена собственные: Анастасия, Василий.

(И.  Анастасия, Василий

Р.  Анастасии, Василия

Д.  Анастасии, Василию

В.  Анастасию, Василия

Т  Анастасией, Василием

П.  об Анастасии, о Василии.)

Повторить особенности склонения существительных на -ий, -ия, -ие.

 

II. Проверка домашнего задания

Взаимопроверка упр. 52, определение стиля текстов (публицистический).

 

III. Изучение нового материала

1. Вступительное слово учителя

(Можно использовать вступительную статью к разделу «Синтаксис и пунктуация».)

Тема «Синтаксис и пунктуация» рассчитана для изучения не только в 8-м, но и в 9-м классе. В этом году мы будем заниматься словосочетанием и простым предложением, в следующем — сложным предложением.

Начнем со словосочетаний — синтаксических единиц, из которых строится предложение. Словосочетание образуется в результате соединения двух или более слов, это наименьший контекст, в котором проявляется лексическое значение слова и его грамматические свойства.

Что значит «контекст»? Предположим, дано слово, написанное на доске (орган). Прочитайте его. Вне контекста, то есть вне окружения неясно, что имеется в виду: смысл слова, во-первых, зависит от ударения (о́рган и орга́н — омографы, слова, которые пишутся одинаково, но произносятся по-разному). Кроме того, слово о́рган многозначно. Образуем словосочетания, проясняющие лексическое значение слова, запишем их в тетради:

орган печати (газета), орган зрения (глаз), служить в органах (например, в милиции), органы здравоохранения, слушать орган.

Дома уточните происхождение и значения этих слов по толковому словарю, найдите однокоренные слова.

Примечание. Если есть время, можно сделать эту работу на уроке. Интересно, что оба слова происходят от одного и того же греческого слова organon — орудие, инструмент. Слово о́рганимеет несколько значений:

1) часть организма, выполняющая определенную функцию: орган речи, органы кровообращения; 2) учреждение, исполняющее определенные функции в обществе: органы опеки и попечительства, органы государственной власти; 3) периодическое издание (обычно принадлежащее какому-либо общественному образованию и отражающее его взгляды и деятельность):орган демократической партии.

Орга́н — духовой клавишный музыкальный инструмент больших размеров, состоящий из набора труб, в которые мехами нагнетается воздух.

Однокоренные слова к слову о́рган — организация, организовать, организованный, организаторский, организационный, организатор, организм, организованно, организованность, органика, органический, органичный, оргстекло и т. д.

К слову орга́н — органист, органистка, органчик, органный.

Итак, мы видим, что лексическое значение слова проявляется в контексте, т. е. в окружении других слов, связанных с ним по смыслу и грамматически.

2. Определение словосочетания, его строение.

1) Попробуйте дать определение словосочетания. (Словосочетание — два или несколько самостоятельных слов, связанных по смыслу и грамматически.)

Словосочетание называет предметы, действия, признаки более конкретно. Оно состоит из главного и зависимого слова. Зависимое слово (слова) уточняет смысл главного. Например:хорошая погода, плохая погода, погода в апреле. Главное слово (погода) уточняется зависимыми, к которым от главного ставится вопрос.

2) Упр. 60 — устно.

3. Признаки словосочетания.

1) Словосочетание могут составить только самостоятельные части речи. Так, «около дома» не является словосочетанием, это существительное с предлогом, а предлог — служебная часть речи.

2) Одно из составляющих слов зависит от другого. Например, «летит и кружится» — два независимых слова, соединенных сочинительной связью, а не словосочетание.

3) Словосочетание имеет систему форм, образованную формами главного слова, а значит, и начальную форму. «Ветер стих» не является словосочетанием, это основа предложения, подлежащее и сказуемое.

4. Грамматическая форма и грамматическое строение словосочетаний.

Грамматическая форма словосочетания — это его строение, схема. Схема может быть условной, содержать только названия частей речи. Например: олимпийское движение — «прил. + сущ.», преодолеть препятствие — «глаг. + сущ.», увлекаться спортом — «глаг. + сущ.», слишком быстро — «нареч. + нареч.» и т. д. Более конкретная схема указывает на формы зависимого слова: уверенный в себе — «прил. + предлог + местоим. в дат. п.». Местоимение выражает зависимость от главного слова формой падежа, которая не изменяется при изменении главного слова: уверенного в себе, уверенному в себе и т.д.

По морфологической принадлежности словосочетания делятся на именные (главное слово — имя существительное, имя прилагательное, имя числительное, местоимение), глагольные (главное слово — глагол или его формы) и наречные (главное слово — наречие).

 

IV. Закрепление изученного

1. Виды словосочетаний по морфологическим признакам. Упр. 61 — разобрать устно.

2. Строение словосочетаний. Упр. 62: первую часть разобрать устно, записать на доске, вторую часть письменно в тетрадях.

3. Конструирование словосочетаний. Упр. 63 устно.

4. Работа над речевыми нормами. Упр. 64 — комментировать «по цепочке», выполнить в тетрадях. Сложные случаи записать на доске.

 

V. Словарная работа

Выписать слова в рамках, составить с ними словосочетания, определить главное и зависимое слово: истинный, подлинный, талантливый, гениальный, директор, секретарь, традиция, идеал, стипендия, стипендиат.

 

Домашнее задание.

§ 7 (с. 28-29), упр. 65, 67.





загрузка...

загрузка...