УРОК-ЗАЧЕТ ПО ТЕМЕ «ОБОСОБЛЕННЫЕ И УТОЧНЯЮЩИЕ ЧЛЕНЫ ПРЕДЛОЖЕНИЯ» - ПРЕДЛОЖЕНИЯ С ОБОСОБЛЕННЫМИ ЧЛЕНАМИ

Уроки Русского языка в 8 классе

УРОК-ЗАЧЕТ ПО ТЕМЕ «ОБОСОБЛЕННЫЕ И УТОЧНЯЮЩИЕ ЧЛЕНЫ ПРЕДЛОЖЕНИЯ» - ПРЕДЛОЖЕНИЯ С ОБОСОБЛЕННЫМИ ЧЛЕНАМИ

Учитель объявляет тему урока и знакомит учащихся с его задачами: проверить знание теоретического материала по теме; сформированность умения расставлять знаки препинания в предложениях с обособленными членами; умение использовать указанные конструкции в связной речи.

Исходя из задач урока намечаются три этапа работы.

1-й этап. На этом этапе проверяется знание теоретического материала и проводится фронтальный опрос.

— С какими понятиями мы познакомились на предыдущих уроках? Назовите их, дайте определение.

К доске вызываются три ученика. Двое расставляют недостающие знаки в записанных на доске предложениях.

I. 1) Близким кажется небо соединившееся с горами. (И. Соколов-Микитов.) 2) Через полчаса явился уездный лекарь человек небольшого роста худенький и черноволосый. (И. Тургенев.) 3) Всю жизнь бабушка работала на покладая рук. 4) Дорогу решено было вести через гору несмотря на сложность рельефа.

5) Льды растаяв становятся синью в реке.

Птицы взлетая становятся стаей упругой.

Люди рождаясь кричат на одном языке заклиная взрослых

людей понимать друг друга.

(Р. Рождественский.)

II. 1) Поникший потерявший свежесть цветок все-таки был хорош. 2) Испуганные лаем собак они вбежали на террасу. 3) В центре Москвы на Манежной площади стоит памятник маршалу Жукову. 4) Пушкин великий русский поэт родился в Москве. 5) Утомленные долгой ходьбой туристы долго отдыхали на берегу озера.

Третьему ученику дается задание составить связный рассказ в научном стиле речи об обособленных и уточняющих членах предложения. Одновременно класс получает задание оценить ответ товарища. За полный, аргументированный анализ ответа одноклассника учащемуся выставляется отметка.

Затем к доске вызывается ученик, который должен не только проверить правильность выполнения задания 1, но и дать теоретическое обоснование постановки знаков препинания в предложениях. Кроме этого, он должен указать, какие случаи обособления не представлены в данных примерах, и рассказать о них. Вызванный к доске ученик проверяет правильность постановки знаков препинания, затем делает синтаксический разбор последнего предложения.

Учитель оценивает усвоение учащимися теоретического материала.


2-й этап. На этом этапе работы проверяется, как учащиеся применяют теоретические знания на практике.

На доске записаны примеры (они могут быть спроецированы с помощью графопроектора или отпечатаны на отдельных листах), в некоторых из них допущены ошибки в постановке знаков препинания. Дается следующее задание: выписать на листочках номера тех предложений, в которых знаки поставлены:

I вариант — правильно;

II вариант — неправильно.

Из десяти данных на каждый вариант приходится по пять: за пять правильных ответов ставится оценка «5», за четыре — «4» и т. д.

1) Бормочет, остывая самовар.

2) Сергей вышел, потирая руки, и, кивнув мне, уселся рядом.

3) Тит остановился и, прислушиваясь к удаляющимся шагам, пошел дальше.

4) Данко бросился вперед, высоко держа горящее сердце, и, освещая им путь людям.

5) Ветер казавшийся слабым в лесу, в поле дул сильнее.

6) Привлеченные светом, бабочки прилетали и кружились около фонаря.

7) Она совсем измученная дорогой, не могла идти дальше.

8) Батальон, не замеченный противником, зашел в тыл и ворвался на вокзал.

9) Тимирязев, замечательный ботаник открыл законы жизни растений.

10) Под облаками, заливая воздух серебряными звуками, дрожали жаворонки.

После выполнения этого задания учащиеся получают следующее: списать данный в карточке текст (карточки напечатаны в количестве, соответствующем числу учащихся в классе), расставив и графически объяснив недостающие знаки препинания и буквы. Задание дается по вариантам.


I вариант

Береза милое русское дерево. Наблюдая в лесу я понял что береза это (по) истине крестьянское дерево; в ней есть все и бабий ситцевый платок и побеле(н, нн)ая хата и русская печ.. и холщ..вая рубаха и даже молоко которое пьют на всей земле.

Всматр. .ваясь в березовый лес в излома(н, нн)ые его стволы вспоминает.. мозолистые крестьянские руки сноровисто делающие любую т..желую работу...

А молодые березки тоненькие пряменькие как бы на ц..почках приподнявшиеся к весеннему куполу неба напоминая девичью красоту стройную и статную с русыми косами светлоокую радуют глаз и душу.

(По Н. Жукову.)

Дополнительное задание: озаглавить текст (задание одинаковое для всех вариантов).


II вариант

Сосновые боры настоящие ветроломы. Они сосны любую бурю встречают достойно сразу вступая в борьбу с разбушевавшейся стихией. Охмелев от шквального ветра напитав им все свои иголки сосна плавно раскачивается наклоняясь все ниже и ниже. Сражается до последнего. Весь бор ходит ходуном а верхушки то устр..мляясь (в)низ то взл..тая (в)верх ведут р. .скова(н, нн)ую игру от которой захватывает дух.

И часто случае(т, ть)ся что сосна столь великолепная в отчая(н, нн)ой раскачке (не)устоит рухн..т (на)чисто вырвав себя из почвы до последнего. Дерево погибшее в схватке напоминает мне павшего в атаке солдата.

(По Н. Хохлову.)


Те учащиеся, которые сдали работы, получают индивидуальные карточки. Образцы карточек для данного урока.

Карточка 1

1. Расставьте недостающие знаки препинания, графически объясните их выбор.

6 июня наша страна отмечает день рождения великого Пушкина. Самый большой праздник бывает на Псковщине в Пушкинских горах и Михайловском. Сюда на берега голубой Сороти приезжают тысячи людей.

Центр праздника огромная поляна рядом с домом (музеем) поэта. Все студенты и школьники писатели и художники приходят на поклон к Пушкину.

2. Найдите в тексте предложение, соответствующее данной схеме:

3. Используя содержание текста, составьте предложение, соответствующее схеме:


Карточка 2

Вставьте на месте многоточия сначала уточняющее обстоятельство, потом однородное по отношению к предшествующему обстоятельство (без союзов), затем обстоятельство другого вида.

Образец. Над лугом ... поднялся туман.— Над лугом, в низине, поднялся туман. Над лугом, над полем поднялся туман. Над лугом к вечеру поднялся туман.

1) На нашем берегу ... горело врассыпную несколько ярко-красных огней.

2) По субботам ... проходят занятия драматического кружка.



3-й этап. На этом этапе работы проверяется умение учащихся пользоваться данными конструкциями, синтаксическими синонимами в собственной речи. Трое учащихся получают индивидуальные задания на карточках.

Задание 1

Проанализируйте отрывок из рассказа А. П. Чехова «Письмо к ученому соседу» со слов Вы сочинили сочинение... до слов ...помещаются в животе, чем в голове.

Анализируя текст, обратите внимание на то, какие слова и выражения, используемые автором, нарушают единство стиля; определите, чем вызвано это нарушение. Уместно ли здесь употребление обособлений?

Задание 2

Сделайте данное описание более конкретным, введя в него обособленные определения и обстоятельства.

Весна наступила в этом году ранняя, дружная и — как всегда в Полесье — неожиданная. Побежали по улицам ручейки; в лужах воды отразилось небо с облаками; с крыш посыпались капли. Воробьи кричали так громко и возбужденно, что ничего нельзя было расслышать за их криком. Везде слышалась тревога жизни.

Снег сошел. Из-под него выглянула земля. Над нивами вился легкий парок. Мне показалось, что вместе с ароматом вливалась в мою душу весенняя грусть...— поэтическая грусть сожаления о прошлых веснах. Ночи стали теплее; в их густом, влажном мраке чувствовалась незримая спешная творческая работа природы.

(Отрывок взят из повести А. И. Куприна «Олеся». Из текста исключены обособленные определения и обстоятельства. После выполнения учеником работы рекомендуется прочитать этот отрывок из повести, чтобы школьники увидели, как могут обогащать речь обособленные члены предложения.)

Задание 3

К фотоэтюду, опубликованному в газете, составьте сопроводительный текст, употребите обособленные члены предложения.

Делается вывод об употреблении обособлений в различных стилях речи.

После этого ученик, выполнявший задание по тексту из рассказа А. П. Чехова, анализирует его вслух; приводя примеры, показывает, как автор специально нарушает единство стиля, используя обособленные члены предложения для сатирического изображения «ученого» соседа. Делается вывод о необходимости уместного использования в речи обособленных членов предложения.

Затем проверяются и остальные задания; одноклассники оценивают ответы товарищей. Далее всему классу предлагается работа по редактированию текста с обособлениями. Задание выполняется по вариантам.

I вариант

II вариант

1. Запишите предложение, внеся в

него правку.

Подъезжая к дому, собаки встретили нас громким лаем.

Войдя в лес, стало совсем темно.

2. Замените придаточные предложения синонимическими конструкциями с обособленными членами.

Всадник остановился передохнуть только тогда, когда оказался вне опасности.

Хотя люди покорили природу, они еще не научились беречь ее.


Домашнее задание: записать в ученический словарь слова из рамочек § 31, запомнить их написание; упр. 351.


1 О методике подготовки и проведения уроков-зачетов см.: Богданова Г. А. Опрос на уроках русского языка.— М., 1996.